1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№524 08.02.2000

ВМЕСТО БОРЩА -- КОМПОТ

Любой из покупателей старшего поколения знает, что "Краснодарский" -- это острый томатный соус, на манер нынешних кетчупов. До их появления на отечественном рынке вкусный "Краснодарский" частенько бывал в дефиците. Может, оттого, что многие хозяйки предпочитали его вместо томат-пасты в качестве заправки для борща. Кто бы мог подумать, что в нынешние времена можно так извратить безукоризненную товарную марку? Хотя, казалось бы, можно уже ничему не удивляться в этом половодье фальшивок на базарных прилавках, тем не менее, я была поражена, обнаружив в купленной на Вигуровском рынке на Троещине банке с "Краснодарским соусом" нечто вроде... сливового повидла.

При покупке вроде бы ничто не предвещало подвоха: на этикетке изображены аппетитные помидоры, чеснок, пучок зеленого лука и стручок острого красного перца -- о сливах не было и речи! (Хотя должна бы насторожить низкая цена в 1,20 грн. и отсутствие штрих-кода.) А выпустившая продукт на рынок компания "Браво" многообещающе зазывала: "Кожна смачна справа потребує "Браво". Не знаю уж, браво ли надо было кричать, -- но когда я испортила сливовым соусом порцию жареной картошки, у меня вырвались совсем другие слова. Немного успокоившись после того, как любимое блюдо со сливовым ароматом было отправлено в мусорное ведро, я принялась тщательно изучать этикетку (конечно, надо было это сделать еще на базаре). И чуть ли не под микроскопом обнаружила состав: томатная паста, соль, специи, чеснок и... плодоовощное пюре (вот где ноги у слив растут). Пытаясь выяснить пропорции этого самого плодоовощного пюре в остром томатном соусе, я как заправский детектив стала наяривать по телефону производителю -- консервному заводу села Бузова Киевской области. Так как номер киевского офиса "Браво", указанный на этикетке, на поверку оказался телефоном совсем иной компании. Тут меня тоже ждал "облом": после многодневных попыток дозвониться я поняла, что половина номеров напечатаны на этикетке с ошибками или просто не существовали.

Но такого настырного покупателя компания "Браво" еще не встречала -- на энной стадии своего потребительского расследования я обратилась в государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации. Там после проверки, к моему изумлению, выяснилось, что указанный на банке стандарт "ДСТУ 2118--93" действительно принадлежит "Краснодарскому соусу"! Вот только изготовлен ли продукт в соответствии со строгим стандартом -- никто не мог поручиться. Как объяснил мне завотделом нормативной документации Госстандарта Николай Савенков, после распада Союза его ведомству... запрещено требовать от производителей рецептуру их продукта: в независимой Украине она приобрела статус "ноу-хау". И теперь для регистрации продукции ее создателям достаточно указать лишь технические условия приготовления будущего "шедевра". А что в нем намешано -- будет зависеть от чистоплотности коммерсанта и его желания выпускать высококачественный продукт под прославленной товарной маркой -- или, снижая затраты ради увеличения прибыли, пичкать покупателя сомнительными ингредиентами.

Может, это "послабление" требований и привело к наводнению рынка продукцией, далекой от идеала? После "облома" с соусом из Бузовой я обнаружила в продаже еще несколько видов "Краснодарского соуса": производства Ярмолинецкого завода Хмельницкой области по 1,20 грн., безымянной фирмы из Черкасской области по 1,50 грн. и Меднинского перерабатывающего предприятия киевской фирмы "Круиз" по 1,80 грн. (этот "Краснодарский", хоть и с яблочным пюре в составе, на вкус хорош и к тому же со штрих-кодом на упаковке). Не похоже, чтобы все эти интерпретации "Краснодарского" готовились по единому стандарту, так как все отличаются по вкусу и по качеству.
Провести же более серьезную научную экспертизу специалистами рядовому покупателю не по силам и не по карману. Центр независимых потребительских экспертиз, по словам руководителя его информационной службы Валентина Безрукого, в основном берется за арбитражную экспертизу крупных партий товара, а стоит это удовольствие примерно сто "у. е.". В утешение могу сказать, что на основании лабораторных исследований специалисты по качеству пищевых продуктов городского управления по защите прав потребителей забраковали "Краснодарский соус" в торговых рядах столицы еще в декабре минувшего года. В "Краснодарском" производства консервного завода из села Бузова, как и в аналогичном соусе броварского частного предприятия "Ривьера", обнаружены не только большие расхождения со стандартами, но и кусочки кожицы плодов. Зафиксирован и несвойственный продукту вкус... Тем не менее, продолжают браковать этот продукт и в январе, так что покупателю стоит быть повнимательнее при выборе "Краснодарского".