1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№525 09.02.2000

ОТ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ НЫНЧЕ ТОЛКУ МАЛО

В наш безумный век космических технологий и всеобщей компьютеризации все как-то ненароком забыли о скромных ПТУ, по традиции обучающие пусть не самым престижным, но все же очень необходимым профессиям. Между тем, система профессионально-технического образования до сих пор функционирует, а вернее сказать, влачит свое жалкое существование.

Кто поступает ныне в ПТУ? Как показывают исследования, чаще всего подростки из социально неблагополучных семей. Как правило, после девятого-десятого класса родители в буквальном смысле "за руку" приводят своих несовершеннолетних чад, в надежде, что здесь, овладев какой-либо специальностью, они найдут себе применение.

Киевские профтехучилища готовят кадры для довольно широкого круга отраслей. Это приборостроение, электромеханика, металлообработка, сфера связи, автоуслуги. Как заявил мне важный человек с очень длинной должностью -- заместитель начальника Главного управления образования Киевской городской государственной администрации -- Валерий Чагин, "пусть сегодня спрос на некоторые профессии и упал, но завтра промышленность поднимется. И тогда..." Однако, выясняется, что до завтра ждать долго, а кушать хочется уже сегодня.

Несмотря на уже привычные финансовые трудности, сейчас, по словам Валерия Яковлевича, ведется активная работа по созданию единого информационного центра, в котором будущие студенты могли бы получить все необходимые данные о специализациях, которым готовят киевские ПТУ. Чтобы идти в ногу со временем, несколько компьютеров в каждом ПТУ подключили к Интернету и электронной почте.

-- Много делается для ознакомления предприятий с нашими будущими специалистами, чтобы была возможность готовить студентов "под заказ", -- продолжает Валерий Чагин. -- Таким образом, несмотря на то, что не хватает средств, в прошлом году нам удалось трудоустроить 70% наших "детей", кроме тех, что смогли найти работу сами.

Валентин Яковлевич также очень просил передать низкий поклон всем родителям, "за то, что они понимают, в каком сложном положении сейчас находится ПТУ, и помогают, кто чем может".

А вот две симпатичные подружки, Инна и Марина, обучающиеся в одном из образцово-показательных киевских профтехучилищ, рассказали мне совсем другие, прелюбопытные вещи, которые почему-то не совпадают с тем, о чем поведал мне уважаемый Валентин Яковлевич.

-- Семьдесят процентов? (Девушки понимающе улыбнулись друг другу. -- Авт.) Хорошо, если пяти процентам помогают устроиться, да и то, это, как правило, сироты или полусироты. Работу нужно искать самим, здесь, в самом лучшем случае, направят куда-нибудь горбатиться за семьдесят гривен в месяц. Но это ведь нереально.

-- Знаний, необходимых в работе, здесь не дают, есть от силы треть преподавателей, которые чему-то учат, -- вступает в разговор Марина. -- Предметы, которые являются общеобразовательными, преподаются на самом низком уровне, например, английский. В оценках вообще беспредел. Есть "преподы", которые могут просто стереть лезвием все положительные оценки за год и выставить тебе "три", а потом заявить: "То так щось нечиста сила зробила..."

Зарплата у рядового пэтэушного преподавателя -- 120--130 гривен, не выплачивают ее месяцами. Кто, кроме редких энтузиастов и элементарно глупых людей, пойдет в такой неспокойный, бурлящий котел, как ПТУ? По свидетельству все того же Валентина Яковлевича, с начала девяностых система профтехобразования потеряла огромное количество бесценных кадров, которые уплыли кто в бизнес, кто за границу, в общем, подальше от нищенских зарплат.

...Под конец мне очень бы хотелось привести комментарий некой Ольги Михайловны, треть века проработавшей в системе профтехобразования:

-- Вы знаете, сегодня ведь удивительное время. Сейчас каждый добивается ровно того, чего он стоит. В этом смысле от нашего поколения толку мало, поскольку нас приучили к тому, что все всегда решается "сверху". Поэтому самое главное сейчас -- это учить детей самостоятельно добиваться своего, не ждать, что кто-то за тебя что-то сделает. Это все не одномоментный, длительный процесс -- научить человека жить. Мне кажется, что такой подход должен стать основным для любого преподавателя.

Золотые слова, не так ли?