1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№526 10.02.2000

"ГЛАВНЫЙ ТАЛАНТ -- УМЕТЬ ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ"

Одна из наших публикаций была названа "Почти детектив из жизни народной артистки Украины Валентины Степовой". Мы решили приоткрыть завесу над этой тайной.

-- Хочу заявить: господа артисты, не связывайтесь с фирмой под названием "Караван-CD"! В декабре 1998 с нами составили договор на сумму 12 360 гривен, по его условиям через две недели после установленного срока выхода диска должна была начисляться пеня. С тех пор она выросла до огромной суммы: за год я не получила ни компактов, ни денег, ни мастер-кассеты, ни макета буклета.

Целый год они тянули кота за хвост, рассказывали нам о каких-то проблемах, "компакты готовы" -- слышали мы (они должны были выпускаться в Германии), но все дело в инфляции -- якобы их никак не могут переслать в Украину. Прошли месяцы, и директор фирмы исчез. Когда Игорь его все-таки разыскал, он признался, что вообще, никто в Германию ничего не отсылал. Мы подали заявление в арбитражный суд, хотим вернуть в конце концов свои деньги. Почему в нашей стране можно нагло взять у людей деньги и сделать вид, что этого не было?

-- Наверное, были и какие-то приятные моменты в работе над альбомом "В обіймах вічної музики"?

photo
-- Еще пять или шесть лет назад я задумала этот проект -- записать популярные классические мелодии в современных обработках. Тогда это было ново и непривычно в нашей стране. Все это время я зарабатывала деньги, которые вкладывала в свой проект: ни для кого не секрет, что академические исполнители зарабатывают намного меньше, чем эстрадные, поэтому работа продвигалась медленно.

Анатолий Карпенко -- композитор и аранжировщик высочайшего класса -- сделал прекрасные обработки, которые совпали с моим восприятием музыки. Один пример: когда я принесла Анатолию запись "Аранхуэсского концерта" Родригеса (ноты найти не удалось) и сказала, что очень хотела бы спеть эту музыку, он ответил: "Нет проблем". Анатолий обладает прекрасным слухом и уникально чувствует оркестр. Когда мы начали работу в студии Дома звукозаписи, я познакомилась с талантливым звукорежиссером Игорем Примой, он всегда был очень терпелив и внимателен.

"ШАМПУНЬ -- КАПУТ!"

-- Мне, конечно, приходилось слышать и читать о твоих путешествиях, но, возможно, расскажешь что-нибудь еще?

-- Это совсем из другой оперы, но если интересно -- расскажу. Первые в моей жизни зарубежные гастроли были на Аляске (США). Там я даже познакомилась с аборигеном -- эскимос в нескольких поколениях оказался очень интеллигентным человеком... В 1991 году наша жизнь в Украине была совсем на другом уровне, я из "вчера" попала в послезавтра! Со школьных времен Аляска была для меня образом вечной мерзлоты -- сугробы, яранги и эскимосы. В город Энкорич я прилетела в конце мая, там поражало все: и огромный аэропорт, и красивые горные пейзажи, и даже теплая погода. Нас возили на ледник, который оказался удивительного цвета -- голубого с бирюзой -- до тех пор я видела только белый снег и лед.

Меня поселили у американки Шерон. Это был внешне скромный домик, словно сбитый из досок. Входишь, а там -- два этажа, все необычно, красиво и удобно. У хозяйки было две машины, на одной она возила собак. После перелета у меня разлился в чемодане шампунь и испачкал все вещи. Когда я попыталась рассказать об этом Шерон ("Смотри: шампунь -- капут!"), она решила, что мне нужен шампунь. Кстати, эта дама в сто раз хуже знала русский, чем я английский, но мы прекрасно поняли друг друга в конце концов. Шерон сказала: "О' кэй, собирайся, едем в магазин".

Шампунь мы купили, но нужно было постирать вещи. Шерон отвела меня в комнату со стиральной машиной. "Но концертное платье нельзя стирать в машине", -- сказала я. -- "Почему?" -- не поняла американка, но позволила стирать вручную. Когда мы развесили вещи на сушилке в каминной комнате, оказалось, что с платья капает вода. Я предложила повесить его во дворе, и Шерон была потрясена. Для американцев малейшая житейская проблема -- катастрофа.

"ПОЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОГУ НЕ ПЕТЬ"

-- Валентина, за последние полгода ты так часто бывала в Вене, что в Киеве уже стали поговаривать, будто ты собралась уезжать.

-- Вена -- мировая музыкальная столица, выступить там мечтает каждый исполнитель. Там даже воздух особенный! За прошедший год у меня было несколько концертов в Вене, а летом в Институте Гете учила немецкий язык. Как ни странно, их искушенную публику привлекает незнакомое им музыкальное искусство Украины, поэтому я всегда пою в концертах народные песни и романсы. В Вене совершенно другие вкусы: певец не должен перекрикивать оркестр, его искусство должно ласкать слух. Мне иногда даже говорили, что я пою слишком громко. А по поводу отъезда -- я слишком люблю свою землю, поэтому никогда не уеду. Но интересные предложения приму с удовольствием.

-- Когда-то тебе ставили в вину, что ты как бы "распыляешься": поешь классику, народные и даже эстрадные(!) песни. Изменилось что-либо с тех пор?

-- Я много думала над этим. С одной стороны, я пою для себя, потому что не могу не петь. Но с годами пришла к выводу: если Бог дал мне голос, я должна петь для людей. Поэтому нужно предложить публике то, что ей нравится. Если люди хотят меня слушать -- я счастлива, значит, живу недаром. И пускай это нескромно, но я тоже причастна к тому, что люди сегодня больше интересуются академическим искусством.

"НИКОГДА НЕ ПОЙДУ ПО ТРУПАМ"

-- Что сегодня тебя беспокоит в положении артиста в нашей стране?

-- Я очень болезненно воспринимаю пренебрежительное отношение людей, которые уже чего-то достигли в творчестве, к младшим коллегам. Зачем высказываться о ком-то негативно в прессе? Это -- большой грех: только Бог может осудить человека за его поступки. Оценивать артиста должен слушатель, заплативший деньги за билет на его концерт. Ни в одной стране я подобного не читала в прессе!

-- Люди есть люди, независимо от положения в обществе или в шоу-бизнесе -- такие, какими их воспитали: поют ли в опере или на эстраде.

-- Знаю блестящих исполнителей, которых не любят люди. Мало иметь талант от Бога, нужно иметь главный талант: умение общаться и любить людей. Мы существуем на Земле именно ради этого.

В оперной студии консерватории был режиссер Александр Саввич Завина -- очень мудрый человек, с которым мне посчастливилось работать. Однажды на репетиции я позволила себе критическое замечание. Тогда он сказал: "Запомни, Валя: одно дело -- тянуть плуг, совсем другое -- трепать языком. Выйдешь на сцену и все покажешь". Это стало одной из моих заповедей в жизни.

-- А какие еще "творческие" заповеди ты ни при каких обстоятельствах не могла бы нарушить?

-- Никогда не пойду "по трупам", за счет чьего-то несчастья не буду строить карьеру. Если меня обижают, воспринимаю это как волю Божью -- значит, так должно быть. Как правило, люди, совершившие зло, за него же и расплачиваются. Никогда в жизни не дам "сдачи".

-- Поднимаясь по своей "карьерной лестнице", ты ощущала в определенный момент, что с очередным званием изменился твой статус, изменилась ли ты внутренне?

-- Никогда не стремилась подняться над кем-то. И, несмотря ни на какие звания, осталась таким же человеком: так же страдаю, как и раньше. Легче не становится, только труднее: "доброжелатели" только и ждут, когда споткнусь, ищут слабые места. Приходится быть все более требовательной к себе. Другое дело, я все-таки "закаляюсь" в этой жизни, учусь владеть собой, чтобы не разбиться. Самое страшное зло -- это зависть. Таких людей я жалею и всегда желаю им, чтобы им было так хорошо, чтобы они были счастливы и забыли обо мне.

"ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ"

-- Как ты справляешься с депрессиями, ведь приходится, несмотря ни на что, выходить на сцену и показывать, что ты -- в порядке?

-- Голос для меня -- это святое, смысл моей жизни -- как я звучу. Обидеть можно одним словом, были такие ситуации, когда вечером выступление, а я рыдаю -- о каком пении можно говорить? Срабатывает чувство самозащиты: как бы временно "закрываю" эту тему, заставляю себя об этом не думать. А уже после выступления даю выход эмоциям. Нельзя накапливать боль -- это может вылиться в глубокую депрессию. Думаю, я все-таки сильный человек.

-- В наше время женщина не может позволить себе быть слабой, она должна с большим артистизмом казаться такой.

-- Если на душе печаль и проснувшись утром, я думаю о грустном, а вечером нужно блестяще выглядеть, становлюсь настоящей актрисой. Пока делаю прическу, накладываю макияж, стараюсь забыть обо всем и выглядеть молодой, веселой и беззаботной -- и получается!

-- И еще один вопрос меня мучает после спектакля "Травиата", когда Богдан Сильвестрович Ступка вручал тебе диплом народной артистки Украины: сколько раз Валентине Степовой пришлось умереть на сцене?

-- На самом деле не так часто: раза два в год. Есть разные актерские суеверия, но главное -- в гроб не ложиться. После спектакля всегда благодарю Господа Бога. А "Травиату" я очень люблю -- очень хорошая роль.

-- Сегодня ты -- в начале нового этапа своей жизни. Какой ты видишь свою цель?

-- Я совсем иначе смотрю на жизнь. Стать примой, чтобы сказать: "Я -- лучше всех!" -- это смешно, так нужно подбадривать себя. Хочу быть счастливым человеком, счастливой певицей, воплотить все свои планы. Чтобы на мои концерты и спектакли приходили люди, которые хотят слушать именно Валентину Степову. Чтобы семья -- муж Игорь и сын Артем -- была счастлива. Хочу научиться радоваться жизни.