1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№527 11.02.2000

ВАЛЕРИЙ ГАРКАЛИН: "ВЛЮБЛЯТЬСЯ ВООБЩЕ ПОЛЕЗНО"

Десять лет назад Валерий Гаркалин ("Белые одежды", "Зона Любэ", "Бедная Саша") впервые появился на экране в фильме "Катала". Конечно, такой роскошный типаж не мог остаться незамеченным: раскатистый голос, вытянутое лицо с чуть тяжеловатой нижней челюстью, придающей ее обладателю вид мужественный и непреклонный, и роскошная улыбка во все 32 зуба. Недаром когда встал вопрос об исполнителе пяти (!) главных ролей в "Ширли-Мырли", "самый голливудский" советский режиссер Владимир Меньшов пригласил именно Гаркалина.

"КОГДА Я БЫЛ БЕЗРАБОТНЫМ, МЕНЯ КОРМИЛИ КЛАРА НОВИКОВА И ЕФИМ ШИФРИН"

-- Вы окончили Гнесинское училище, да еще по специальности "артист кукольного театра". Как вас туда занесло?

-- Все было не очень весело. Я поступил на кукольный факультет, потому что меня не принял ни один театральный вуз Москвы. Помню одну дикую формулировку: "Несоответствие внутренних и внешних данных". (Хохот.) А ведь именно на этом несоответствии строится актерская индивидуальность. Курс наш был набран при Театре Образцова -- это была идея Сергея Владимировича. Знаете, какой это был год? 1974! (С упреком.) Я очень давно живу!

-- Ну не надо так уж, я в 74-м тоже была!

-- С чем вас и поздравляю... В Москве, кстати, не было и нет вуза, где бы учили актеров кукольного театра. В ГИТИСе Образцову отказали, в Гнесинском пошли навстречу, но наш выпуск был единственный -- не было смысла держать кукольников в музучилище. Наш курс перерос в ансамбль "Люди и куклы" (мы и в Киеве неоднократно гастролировали с большим успехом). Я проработал там лет шесть, потом три сезона в Театре Образцова. В 1988 окончил эстрадный факультет ГИТИС, режиссерское отделение, после дипломного спектакля в Театре Сатиры тут же был принят в его труппу. Кто только со мной вместе не учился: Клара Новикова, Рюмина, на курс старше -- Фима Шифрин. Я тогда был безработным и одно время участвовал в эстрадных спектаклях у Клары и у Фимы -- они мне давали возможность хоть как-то зарабатывать.

-- Вы к тому моменту уже были семейным человеком?

-- Ну естественно. Я потому и ушел из ансамбля, что родилась моя дочь, которую я так долго ждал. Надо было выбирать: гастроли или семья. В общем, "Люди и куклы" -- или люди.

"ЗАВИСТЬ -- ЧУВСТВО ХОРОШЕЕ И ПОЛЕЗНОЕ"

-- Валерий Борисович, вы москвич?

-- Москвич. Правда, только во втором поколении. Мои родители в 50-х годах приехали в Москву восстанавливать разрушенное народное хозяйство. Мама -- из Минска, папа -- из Тамбова. Познакомились в Москве, где я и родился.

-- Кстати, о рождении: вы ведь Овен, а этот знак, как известно, отличается особым упрямством. Каково вам в одной из самых зависимых профессий?

-- Не надо так уж серьезно относиться к этим условностям! Классифицировать себя опасно. Упрямство может смениться мягкотелостью, и в одном человеке уживаются самые разные знаки и качества. Но некая "упертость" во мне, конечно, есть -- иначе я бы ничего не осуществил в жизни.

-- Кто ваши друзья? Артисты?

-- Вот Игорь Золотовицкий -- мой друг. (Подоспевший артист МХАТа Игорь Золотовицкий: "А у шахтеров -- шахтеры друзья!")

-- Некоторые артисты с особым удовольствием заявляют, что они с коллегами и знаться не желают.

-- Врут. А как иначе? Все равно каждое утро встречаешься с этими людьми на репетиции, вечером на спектакле. Даже если не хочешь общаться -- все равно вынужден. Конечно, в "цеховой" компании есть и дружба, и ненависть и зависть -- не на последнем месте.

-- (Язвительно.) Тоже сильное чувство.

-- А оно хорошее! Честолюбие -- хорошее качество. Надо завидовать. Вообще, любые сильные эмоции полезны.

-- Как часто в жизни ловите себя на том, что играете того или иного героя или в разговоре вдруг начинаете "моноложить"?

-- Как только появляется хоть один зритель, я обязательно должен что-нибудь сыграть. Это неосознанно. Такова природа артиста -- он все время лицедействует. Многие этим злоупотребляют, и тогда это переходит просто в неприличное поведение. Он здесь все сыграет, а на сцене... (Неуемный хохот.) Как говорил наш общий учитель Станиславский: "Эмоции -- на сцену!"

"КОГДА-ТО Я ЛЮБИЛ СПИРТНОЕ БОЛЬШЕ ЖИЗНИ"

-- Вашей дочери -- семнадцать лет. Как насчет конфликта отцов и детей?

-- Не-ет, никаких конфликтов. Она удивительная девочка. Или мы удивительные -- не знаю. Она в детстве была трусишкой, боготворила родителей. Может потому, что долго не росла и была очень маленькая. Вот Игорек, друг мой, страдает: у него двое детей, старший уже вырос, а Сашка -- совсем крошечный. Устраивает им бессонные ночи, а мне кажется, что это сказки -- у нас ничего подобного не было!

-- Моя дочь тоже не плакала по ночам.

-- Дочь? Вот, девочки этим отличаются.

-- Просто они умные.

-- А пацаны-то!.. (Золотовицкий: "Кретины!" Общий хохот.) Мужики -- они потом поумнеют. У меня удивительная девочка, правда!

-- А она наверное так же про папу говорит.

-- Нет, она не так многословна, как я. Что мне и нравится. Нет, ну есть некое непонимание... Скажем, с музыкой: она одно время увлекалась группами вроде "Ногу свело", часами могла говорить об андеграунде. Но понимаешь, она воспитывалась на группе "Битлз", и потому я за нее спокоен. Иногда она, конечно, может заявить: "Ай, Селин Дион -- это попса". А я, когда Селин Дион услышал -- просто влюбился!

-- Вы влюбчивый?

-- (После раздумия.) Да. Влюбляться вообще полезно. Во всех, с кем я играю -- влюбляюсь. А иначе что это за работа? Лучше уж пить водку!

-- Пьете?

-- Я -- нет. Бросил. Были времена, когда я любил спиртное больше жизни. До сих пор, когда говорю об этом -- прямо слюнки текут. Но я стал алкоголиком, перешел границу дозволенного. И даже не заметил, как это сделал. А вот мои друзья этого не делают.

-- Вы, наверное, просто увлекающаяся натура.

-- Нет, это было уже не увлечение, а болезнь. А друзья мои, когда выпивают, -- я их еще больше люблю. Потому что они раскрываются с самых лучших сторон, становятся нежными, светлыми, добрыми -- проступает то, что в трезвом виде человек обычно в себе сдерживает. Если так пить -- то это замечательно. Людям иногда нужно быть такими, выходить из рамок официоза. А я выходил так далеко, что... (хохот) редко когда возвращался. И вот меня однажды вернули обратно, сказали: больше туда не ходи!

-- Кто вернул-то?

-- Жена. (Золотовицкий: "У него потрясающая жена. Давайте, я о ней расскажу. Я думаю, Валерка даже не до конца осознает, как ему повезло. Это человек такого мужества, такой преданности! Знаете, я один раз тонул, и меня какой-то дядька за волосы вытащил: "Ты куда?!" Вот так Валеру жена вытащила. И то, что вы знаете Валеру -- только благодаря этой женщине.) У нее очень сильно развито родовое начало -- женщина так устроена, она о продолжении рода заботится. А так как мы являемся в этом деле определяющей силой, она должна спасти этого человека. Иначе нет смысла ей жить... Она не артистка -- нормальная женщина. Работает в Театре Образцова педагогом, общается с детками и сама очень наивный человек: до сих пор плачет, если в мультике какая-нибудь Снегурочка утонула или Русалочка страдает. В принципе, я знаю: если Катя плачет во время фильма или моего спектакля -- это хороший признак.