1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№527 11.02.2000

ЮРИЙ РОГОЗА:"МНЕ БЛИЗОК КУЛЬТ РЕМЕСЛА"

Юрий Рогоза по-прежнему похож на образованного супермена. Я бы даже сказала -- пуще прежнего. Хорошо, что среди удачников в нашей стране начали появляться и такие -- относительно молодые, красивые, умеющие носить хорошую одежду. Хотя, не исключаю, что многим собратьям по цеху все вышеперечисленное не очень приятно.

Все знают, что Рогоза -- хороший писатель. А теперь он еще и генеральный продюсер продакшн-компании "Живе кино" при 1+1. Первый продукт этой студии -- сериал "День рождения Буржуя" снят по сценарию Юрия Марковича и запущен в эфир одновременно на 1+1 и НТВ.

"У КАЖДОЙ СЛУЧАЙНОСТИ ЕСТЬ СВОИ ИМЯ, ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЯ"

-- Мы так устали от ожидания, когда "Буржуй" появится на экранах, что волнуемся даже больше, чем полагалось бы. Поэтому когда кто-то сейчас говорит о каком-то успехе, меня просто передергивает от ужаса...

-- Боитесь?

-- Конечно, боюсь. А кто не боится в таких случаях? Мы не будем поздравлять друг друга, пока не увидим рейтинг 4-й серии.

-- Юра, помните, когда все только начиналось, мы с вами говорили о том, что один из заказчиков, точнее, "НТВ-Профит" диктовал вам кое-какие вещи -- например, настаивали на некоторых актерах и т.д. В итоге вы были правы или они?

-- В чем-то я ошибался, в чем-то оказался прав. Но это нормальный процесс. Главное, что нам удалось это преодолеть. Почему для нас так важна эта работа? "Буржуй" -- это сериал, самый массовый жанр, дающий аудиторию. Мы от этого никуда не денемся. 5 дней назад, на "Табу" у Мыколы Вересня, я выступал как сторонник сериалов, а мой оппонент утверждал, что "це не властиво українському менталітету". А я утверждаю, что очень даже "властиво", тем более, что люди стали значительно меньше читать. Особенно меня поразило то, что люди на этом ток-шоу ругали мексиканские сериалы, зная их практически наизусть. Вот я, например, как-то попробовал специально посмотреть -- не смог.

-- "Буржуй" снимался около 2-х лет. Потому что средств не хватало или хотелось добиться особого качества?

-- Помните, как у Есенина, "розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать": мы хотели сделать западный технологический формат и сохранить все привлекательные черты советских сериалов, типа "Семнадцати мгновений весны".

-- Какие уроки вы получили в процессе этой работы: что нужно было делать и без чего можно было обойтись?

-- Мне трудно ответить на этот вопрос не потому, что я не знаю ответа, просто хочу быть корректным по отношению ко всем членам группы. Да, кто-то в чем-то ошибался... Но они и сами это сейчас понимают. Лаврентий Павлович Берия говорил: "У каждой случайности есть свои имя, отчество и фамилия"... Так вот, я сейчас не хочу называть имена и фамилии. Сейчас, когда у нас есть общее детище, мы будем поровну делить и успех, и ответственность. Надеюсь, в ближайшие 5 лет я буду заниматься производством сериалов, и с этой точки зрения "Буржуй" был крайне полезным опытом.

"Я -- НЕ КАПИТАЛИСТ, А ПИСАТЕЛЬ, КОТОРОМУ ХОЧЕТСЯ СЕБЯ РЕАЛИЗОВАТЬ"

-- Тем более, что теперь вам, как новорожденному продюсеру, и карты в руки. Есть уже какие-то планы?

-- Просто наступил момент, когда появилась необходимость создать компанию "Живе кіно", которую мы учредили вместе с Александром Роднянским. Конечно, я не капиталист, который учреждает фирму, чтобы в ней работал кто-то другой -- я писатель и мне хочется себя реализовать.

-- Юра, но писатель и продюсер -- это разные профессии. Вы уверены, что сможете искать деньги, грамотно работать с рыночной конъюнктурой и т.д.?

-- Я понимаю. Могу делать и это. Но, к моему огромному счастью, я получил директора, о котором и не мечтал -- Сергея Чеканова. У Сергея огромный опыт управления такими процессами. Я даже не поверил сначала, что Роднянский пожертвовал таким человеком для работы в "Живому кіно". Теперь у меня полностью развязаны руки для творческого продюсирования. Знаете голливудскую поговорку "если 70% написанного воплощено -- это большой успех"?

"Я СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК -- НИКОГДА НЕ ПИСАЛ В СТОЛ"

-- Вам просто фантастически повезло, потому что многие писатели жалуются, что пишут в стол. А у вас будет "замкнутый цикл".

-- Вы знаете, я вообще счастливый человек, потому что никогда не писал в стол. Просто мне приятней работать, а не строить из себя непризнанного гения в баре Дома кино. Поэтому я никогда не стеснялся вслух произнести: я -- не "гений", я хороший ремесленник. Могу представить себя гончаром, но не могу клерком. Гончар -- это восхитительно: он каждый день делает новый горшок и получается у него это все лучше и лучше. Мне близок культ ремесла.

-- Наконец-то наступили времена, когда хоть кто-то может зарабатывать на жизнь литературным трудом...

-- Конечно, можно ничего не делать и плакать друг другу в водку по поводу того, сколько пока можем заработать мы и сколько зарабатывает, скажем, в Штатах, человек, который "написал" тридцать серий... Но мне стыдно это делать в стране, где бабушки перепродают сигареты на Крещатике, а милиция их за это еще и гоняет.

-- Но уезжать ведь уже не хочется?

-- Я бы уехал только в одном случае -- если бы победили красные. И это не вопрос принципов. Я никогда не забуду, как я впервые приехал в Америку: вышел в аэропорту и понял, что "воздух свободы" -- это не образное выражение. Сейчас у нас здесь тоже есть этот воздух свободы, пусть и голодный, диковатый, пещерный. Могу привести замечательный пример: после победы господина Президента на выборах, НТВ передавало репортаж, в котором телеведущая "Вікон" (СТБ) рассказывала представителю московской телекомпании, что во время выборов на них оказывали давление. Естественно, репортаж увидела вся Россия, и те, кто смотрит НТВ за рубежом. И что? Девочка и сейчас работает на СТБ: ее не только не посадили в лагерь, но, подозреваю, даже зарплату не понизили. Как работала, так и работает, и за счет своей очаровательной молодости не понимает, как пострадал бы "красный человек" в аналогичной ситуации. В этом и счастье молодого поколения, но и большая опасность.