1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№528 12.02.2000

КРАСИВО ПИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ

Городские власти Днепропетровска всегда славились изобретательностью в благородном деле пополнения местного бюджета. Однако введенный недавно в этом областном центре новый страховой сбор переплюнул многие прежние достижения экономической мысли местных чиновников. А навеяла новое начинание... водка.

ПЕЙТЕ "ЛЕВУЮ" ВОДКУ -- ВЫ ЗАСТРАХОВАНЫ?

Новый побор туманно именуется "страховым сбором с производителей спиртных напитков". Все производящие алкоголь и торгующие им фирмы города должны ежемесячно "отстегивать" определенную сумму, причем перечислять ее не в в городской бюджет, а в... больницу №4, куда обычно обращаются за первой помощью пострадавшие от поддельной водки. Каждый месяц городские власти регулярно и аккуратно приобретают на собранные деньги медикаменты и передают их в больницу. Стало быть, платят предприятия исправно. Да и дело в общем-то благое: в Днепропетровский областной центр по лечению острых отравлений ежегодно поступают 1,5--2 тысячи человек, среди них 40% - отравившиеся суррогатами алкоголя. Из 659 таких пациентов только в прошлом году умерли девять.

Смущает, правда, почему деньги на лечение отравленных "левой" водкой должны собирать с производителей "правой", то есть настоящей водки? По логике вещей, должно быть наоборот! Но с другой стороны -- как найти этих "левых" производителей? Возникает еще один закономерный вопрос: а не поощряет ли этот страховой сбор покупку "левой" водки? Ведь хорошо известно, что продается она не только потому, что ее активно делают и продают, но и потому, что есть спрос. А теперь еще и гарантированное лечение...


СПРАВКА "СЕГОДНЯ". Технология производства алкогольных напитков предусматривает обязательное постоянство химического состава воды и других составляющих. При легальном производстве вода не только очищается механически, но и смягчается химическими способами для того, чтобы устранить лишние соли, которые при смешивании со спиртом могут порождать небезопасные для здоровья соединения. Отдельные алкалоиды, которые получаются при самодеятельном ликеро-водочном "производстве", могут оказаться смертельными для человека. Да и сам процесс смешивания воды и спирта (гидратация) тоже требует соблюдения определенной технологии, чтобы продукция не имела резкого спиртового запаха и со временем не мутнела.


ШАХТЕРУ "ШАХТЕРСКУЮ". ПРЕЗИДЕНТУ -- "ПРЕЗИДЕНТСКУЮ"

Бескомпромиссная конкуренция на рынке алкоголя, похоже, сделала то, что оказалось не под силу правоохранительным структурам: "левой" водки теперь продается намного меньше, чем прежде. Легальные производители выложили одновременно несколько козырей. Это и разумная ценовая политика, при которой стоимость бутылки дешевой водки практически такая же, как у подпольных цеховиков. Это более высокое, чем даже год-два назад, качество, и настоящий прорыв в дизайне: сложнейшие технологии печати этикеток, десятки вариаций объема, формы и цвета "тары", подарочные коробки и целые подарочные наборы -- исполненные в едином стиле бутылки и рюмки, или даже бутылки, укомплектованные аудиокассетой с застольными песнями ("Козацька рада"). Это, наконец, невиданный доселе ассортимент: в настоящее время в стране зарегистрировано 1056 разновидностей водки и горьких настоек, примерно треть из которых массово выпускается и поступает на прилавки магазинов. И теперь даже у самых стойких приверженцев "классики" ("Русская", "Столичная" да "Пшеничная") екает сердце при виде этих самых прилавков...

Заботливо охвачены многие социальные и профессиональные слои: шахтерам -- "Шахтерская", офицерам -- "Офицерская", президентам -- "Президентская". Даже "Графская" есть, на всякий, как говорится, пожарный. Возданы надлежащие почести историческим личностям: Мазепе, Нестору Махно, Даниле Галицкому, но в особенности -- Хмельницкому: тут тебе и просто "Богдан", и "Батьку Хмелю", и "Богданові шляхи". В ряде названий производитель недвусмысленно подчеркивает соблазнительный характер процесса потребления: "Спокуса", "Зваба", "Козацька забава", "Козацька втіха" и, само собой, "Будьмо". Иные сорта вызывают характерные "температурные" ассоциации: "Крижана", "Арктика", "Холодный яр", "Холодная гора", "Полярная". Истинную сущность напитка справедливо охарактеризовали как "Огненная вода". А есть еще и "Живая вода" и некоторые другие образцы, коим приписаны поистине сверхъестественные свойства: "Цілюща", "Чарівна" и даже почему-то "Миротворча" (с чем можно, в общем-то, и поспорить).

ОТ ЗАЩИТЫ -- К НАПАДЕНИЮ

"Нет такого замка, который невозможно было бы открыть", -- гласит народная мудрость. Тем не менее дорожащие репутацией производители делают все, чтобы максимально обезопасить свой продукт от имитирования. Одни работают над этикеткой -- "Алко", к примеру, на "Сказке Холодного яра" изобразил сову, игриво подмигивающую покупателю голографическими глазками. Другие бросают все силы на совершенствование укупорки -- как, например, "Союз-Виктан" со своими термоусадочными фирменными колпачками или "Гетьман" и "Перша гільдія", не жалеющие затрат на пластиковые пробки-дозаторы. Третьи предпочитают разливать свою продукцию в эксклюзивные бутылки. Увы, в целом ни один из вышеперечисленных способов не дает потребителю 100-процентной гарантии подлинности: этикетки для подпольных цехов заказывают полиграфистам или просто крадут, а витиеватые бутылки собирают на помойках и используют вторично, заправляя суррогатом.

Очередную попытку создать продукт, возможность подделки которого сведена к нулю, предприняла торговая марка "Гетьман", разливающая ценимую знатоками продукцию на Львовском ЛВЗ, оснащенном немецким оборудованием топ-класса "Кронос". Надо сказать, что на сегодня предложенная компанией методика защиты новой серии недорогих водок "Наливайко" ("За волю", "За волю" и "За любов") является наиболее совершенной -- при этом разработка не имеет аналогов ни у нас в стране, ни в мире. Раз "нет замка, который невозможно открыть", до должен быть элемент, который невозможно подделать. Им стала желтая монетка размером с полтинник, находящаяся на колпачке каждой бутылки под термоусадочной пленкой. На первый взгляд "1 гетьман" -- просто милый сувенир или забавка для начинающего нумизмата. В действительности же -- очень действенная защита содержимого фирменных бутылок. Попытайтесь извлечь ее, и быстро поймете -- не повредив защитной пленки и акцизной марки, сделать это невозможно. Но предположим, что задавшись целью подделать "Наливайко", "подпольщики" сумеют раздобыть и акцизку, и термоусадочную пленку, и бутылку с этикеткой, и сырье для производства водки... Все равно воспроизвести продукт не удастся, так как очень сомнительно, что Луганский машиностроительный завод, чеканящий, помимо "Гетьмана", украинские монеты достоинством 25 и 50 коп., согласится выполнять криминальный заказ. Помимо функции защиты, "1 гетьман" -- это жетон моментальной лотереи с крупным денежным выигрышем. А еще, возможно, разновидность "валюты будущего" -- как проговорились организаторы пресс-конференции, посвященной дебюту "Наливайко", ведутся переговоры с руководством крупнейшей сети магазинов электроники и бытовой техники, где спустя два-три месяца "гетьманы" будут приниматься к оплате по курсу 1:10 грн.

НА АРЕНУ ВЫХОДЯТ ТОРГОВЫЕ МАРКИ

Бесспорными лидерами ушедшего года и наступившего 2000-го можно назвать не какие-то отдельные нашумевшие сорта, а принципиально новое явление: торговые марки. Это понятие на самом деле гораздо шире, чем просто название той или иной водки. ТМ -- это целостный подход в организации производства и торговли, предполагающий в частности и определенный комплекс мер по поддержке "чистоты марки" и защите продукции от подделок. Что касается последнего пункта, то ТМ весьма преуспели в его реализации, и вероятность напороться на фальшивку в солидном обличье на сегодня очень маловероятна.

Торговые марки как-то незаметно превратились в своеобразный гарант качества, и вероятность утреннего пробуждения со словами "Лучше б я умер вчера" практически исключена, если вечером в приятной компании вы слегка злоупотребили продукцией "Гетьман", "Союз-Виктан", "Nemiroff", "Перша гільдія", "Княжий Град" или "Шустов". Честно заработанное доброе имя позволило этим торговым маркам ненавязчиво, но очень прочно захватить приоритетные позиции на украинском рынке спиртного. При этом здоровые амбиции и выверенный маркетинг позволили той же "Nemiroff" весьма уверенно почувствовать себя не только на местном, но и на европейском рынках. А "Гетьман" с "Першою гільдією" покусились и вовсе на святая святых -- заокеанские рынки.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Производителям фальшивок, зарабатывающим на чужом здоровье, следует помнить, что согласно законодательству Украины их деяние -- подсудно. Причем сразу по нескольким позициям: за нелегальную хозяйственную деятельность, за уклонение от уплаты налогов, за нанесение вреда здоровью людей и еще по некоторым статьям. В целом это тянет где-то на 5 лет тюремного заключения -- обычно с конфискацией имущества. В прошлом году по этим незаконным деяниям открыто более 10 тысяч криминальных следствий, в лучшем случае, огромный штраф и условное заключение. Так стоит ли рисковать?