Выпуск газеты Сегодня №№529 15.02.2000
ВОЕНВРАЧ СПАС ШЕСТЕРЫХ , ОДНОГО -- ЦЕНОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ
"ЭТО БЫЛ СТРАННЫЙ И СУМАТОШНЫЙ ДЕНЬ"
Подробности трагедий на подлодках длительное время держались в строжайшей тайне. Информация просачивалась иной раз на газетные страницы разве что в виде некролога. И о той катастрофе, случившейся в Тихом океане 13 лет назад, умолчали. Сегодня о ней рассказывает Алексей Нацюк -- кадровый военный, ныне полковник медицинской службы, хирург Главного военного клинического госпиталя Министерства обороны Украины.
-- С самого утра это был странный и суматошный день, -- вспоминает Алексей Михайлович, служивший в то время хирургом ракетного крейсера, базировавшегося в районе "закрытого" поселка Тихоокеанский (он же -- Шкотово-17), что недалеко от Находки. -- Дежурство в гарнизонном госпитале закончилось, но начальник попросил задержаться: на Тихоокеанском флоте были назначены большие учения. Вслед за раздавшимся около полудня звонком последовал приказ развернуть хирургическое отделение, приготовиться к приему раненых и пораженных. Должен сказать, что никакого ощущения тревоги не было. Учения есть учения: к ним мы, люди военные, привыкшие. И лишь спустя несколько часов по телефону нам сообщили о пожаре на подлодке...
Все поступившие были на одно лицо: в копоти, пропитанные невероятно едким запахом гари. Нервное напряжение, стресс и усталость были настолько сильными, что моряки валились с ног, едва переступив порог госпиталя. Практически никто из них -- кашляющих, обожженных, с переломами конечностей, "перебравших" угарного газа -- не мог говорить.
ТРАГЕДИЯ, ЗАПРОГРАММИРОВАННАЯ... РЕМОНТОМ
18 февраля 1987 года дизельная подлодка 641 проекта вышла в первый рейс после семилетнего ремонта. Наверное, ее преследовал злой рок. Иначе как объяснить то, что спустя лишь несколько часов после погружения из-за замыкания в электропроводке начался пожар в аккумуляторном отсеке?
Если бы они не погасили огонь, не выжил бы никто: аккумуляторный отсек -- сердце лодки, ее основной источник питания. К тому же рядом, в первом отсеке, хранились боевые торпеды...
СПАСИТЕЛЬ ПОДЛОДКИ ЛЕЖИТ НА ЛЕСНОМ
Как оказалось, командир подлодки капитан 2-го ранга А.Д. Мотрич принял единственно верное решение -- выброситься на мель. Нашли по локатору ближайший берег. Закрыв клапаны вентиляции, сжатым воздухом высокого давления вытеснили воду из балластных цистерн. Дали полный ход и "приземлились" на небольшой остров Аскольд.
Аварийно-спасательные суда приняли потерпевших. Трем пленникам первого, торпедного, отсека помощь уже не понадобилась: они задохнулись ядовитыми продуктами горения переборок первого и второго отсеков. 28-летний врач Сергей Семенов, не приходя в сознание, умер по дороге в госпиталь. Его и не успели поместить в барокамеру. Как установит позже экспертиза, концентрация угарного газа в его крови была смертельной: около 90%.
Командующий Краснознаменным Тихоокеанским флотом адмирал Г.Хватов ходатайствовал о награждении старшего лейтенанта медицинской службы Сергея Семенова и мичмана, командира первого отсека Владимира Унгера орденом Красной Звезды (посмертно) за мужество и героизм, проявленные в борьбе за живучесть подлодки и спасение личного состава. Хотадайство удовлетворено не было.
-- Сергей окончил Военно-медицинскую Академию и был хорошим врачом, -- говорит его отец Александр Семенов, в прошлом тоже военный. -- За год до трагедии он приехал к нам в Киев. И буквально поставил маму, Жанну Николаевну, на ноги: после операций у нее очень "неохотно" затягивались раны. Не скажу, что я предчувствовал трагедию, но почему-то просил сына остерегаться пожара на подлодке. Это единственное, повторял я ему, чего больше всего надо опасаться...
Сегодня Дима, сын Сергея, -- десятиклассник одной из санкт-петербургских школ. Отца он не помнит: когда тот погиб, ему не было и четырех лет. Помнят ли его коллеги? Возможно. Хотя за прошедшие годы только один из моряков той подлодки -- старшина 2-й статьи Алексей Серебряков приезжал к Семенову-отцу. Долго говорили о его единственном сыне.
...Похоронен Сергей в Киеве, на Лесном кладбище.
СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
В катастрофах на советском подводном флоте погибло много моряков. Например, в январе 1961 года в Баренцевом море затонула ракетная дизельная подлодка "С-80" со всем экипажем -- 68 человек. В сентябре 67-го в Норвежском море на "К-3" лишились жизни 39 подводников. В 72-м от столкновения с американской подлодкой в районе Гавайских островов ушла на дно "К-129", унеся жизни 97 моряков.
Только с 1987 по 1991 год произошло 27 аварий на подлодках. Самой невероятной была гибель уникальной атомной субмарины "К-278" (известной под названием "Комсомолец"). Оборудованная сверхпрочным титановым корпусом, в апреле 1989 года она навсегда ушла в глубины Норвежского моря. Тогда погибли 42 моряка.
18 февраля 1987 года экипаж подлодки 641 проекта потерял четверых...