1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№529 15.02.2000

ГОЛОДНЫЕ АРТИСТЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ТАНЦЕВАТЬ БЕСПЛАТНО

Мы уже привыкли к тому, что в стране бастуют все: шахтеры, учителя, медики. Невеселый список бунтарей, требующих денег, продолжил на днях оркестр Национальной оперы. То, что произошло на днях в Театре №1, можно классифицировать как ЧП.

На спектакле "Наталка-Полтавка" музыканты оркестра объявили забастовку. В течение получаса зрители сидели в полнейшей тишине перед опущенным занавесом, на следующий день повторилось то же самое, а очередной балетный спектакль вообще прошел под фонограмму.

На такие крайние меры музыканты пошли от отчаяния, в надежде привлечь внимание к своему катастрофическому финансовому положению. В течение трех месяцев сотрудникам Национальной оперы (а их, к слову сказать, больше тысячи человек) не платят зарплату: артисты выходят на сцену буквально голодными.

Народная артистка Советского Союза, заведующая балетной труппой Валентина Федоровна Калиновская:

-- Уже все понимают, что такое не получать три месяца зарплату. Работа артистов балета -- это тяжелый физический труд: пот градом льется. А откуда силы взять, если у танцовщиков нет полноценного питания? Уже никто не помышляет о фруктах: хотя бы элементарные продукты были -- мясо, картошка. А если денег вообще нет? А люди работают изо дня в день, в театре все -- в долгах. Где-то подзаработать мы не можем -- у нас ненормированный день. Утром репетиция, вечером -- спектакль, на который нужно прийти за два часа, чтобы успеть переодеться, загримироваться. Многие даже домой не ездят, чтобы не тратиться на транспорт.

-- Как же все-таки сводят концы с концами артисты?

Солистка балета, заслуженная артистка Украины Яна Гладких:
-- Хорошо, если есть дача -- это громадное подспорье. Балерины копаются в огородах, выращивают картошку -- вместо того, чтобы беречь руки. Я уже не говорю о связках на ногах, которые категорически нельзя перенапрягать. Это же наш инструмент, орудие труда, если желаете.

(У Яны огорода нет. Зато есть семья: муж -- танцор и сын Никита.)

-- Обидно и нелепо, что мы с мужем -- два молодых, здоровых человека, заслуженные артисты Украины, имеющие опыт и какие-то достижения, не можем заработать на жизнь, даже на санки для ребенка.

Где-то, когда-то сказал, что художник должен быть голодным, а искусство должно отражать действительность. Куда уж реалистичнее: "Голубые танцовщицы" Дега в наше время стали Ван-Гоговскими "Едоками картофеля" (выращенного своими руками).

-- Театр наполовину бюджетный, наполовину -- на хозрасчете, -- продолжает Валентина Калиновская. -- Из муниципального бюджета нам не платят, а заработать театр не в состоянии, да мы и не должны этого делать. Во всем мире национальные театры находятся на полном обеспечении государства. Мы делаем имя державе, но так относиться к актерам -- это неуважение государства к самому себе. Наш театр уникальный. В некоторых странах -- в Испании, в Америке, в Японии в рецензиях на наши гастроли писали даже, что украинский балет лучше "Большого".

-- Наверное, проблема финансов -- не единственная больная тема театра?

Яна Гладких:
-- Раньше попасть в труппу театра было практически невозможно. Из хореографического училища брали в лучшем случае одного-двух человек из выпуска. Да что говорить, Писарева не взяли в свое время! А сейчас в театр пришли чужие люди, не испытывающие благоговения перед сценой, не уважающие старших товарищей.

-- О том, насколько театр здоров, свидетельствует появление новых спектаклей.

-- Недавно прошли две премьеры -- "Викинги" на музыку Станковича и "Жар-птица" Стравинского. В спектакле занято максимум 30 человек -- это камерные постановки, не соответствующие профессиональному уровню театра, не обладающие материалом, в работе над которым росла бы труппа.

И все-таки наши героини без театра своей жизни не мыслят:

-- У нас есть долг перед собой, перед страной, перед публикой, перед искусством, -- говорят артисты, которым задолжало государство.