1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№530 16.02.2000

В ПРЕДДВЕРЬИ МАРТОВСКИХ ОБИД

Будьте бдительны, господа театралы: грядет март! А для нас с вами это означает не только пришествие весны и кошачьи концерты под окнами, но и День театра -- 27 марта, материальной приметой которого можно считать вручение премии "Киевская пектораль".

Считайте меня "форменным пророком", как сказал бы кот Бегемот, но я готова поручиться: опять будет масса обид. И упреков, и подозрений. Вот это и есть главный прогноз на девятую "Пектораль".

Теперь о подробностях, то бишь о номинантах. Обо всех, уж простите, никак рассказать не успеем, но... На звание лучшего спектакля претендуют "РЕхуВИлийЗОР" в Молодом театре, "Риголетто" в Детском музыкальном и сразу два спектакля Театра Франко, "Кин IV" и "Три сестры". Соответственно, и режиссеры этих спектаклей участвуют в борьбе: Анатолий Хостикоев в качестве постановщика горинского "Кина" фигурирует в рубрике "Дебют", а в "Лучшей режиссерской работе" значатся имена Николая Мерзликина ("Риголетто"), уже почти бессменных Станислава Моисеева ("РЕхуВИлийЗОР") и Андрея Жолдака ("Три сестры"), примкнувшего к ним Евгения Курмана ("Контрабас" в ТЮЗе), ну и, конечно, худрука Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра Эдуарда Митницкого со спектаклем "Так закончилось лето" по Ирвину Шоу. "Конечно" -- потому что его обижать не следует: "кто нас обидит, тот три дня не проживет". Отдельная победа мэтра: наконец-то в списке номинантов нет ни одного его ученика. Ни Одинокого, ни Богомазова, ни Лазорко. Как нет их больше и в Театра драмы и комедии. Правда, и спектакли театра почему-то не выдвигаются в претенденты, но это уже "издержки" -- надо же чем-то жертвовать. Зато вернулся и бурно выплеснулся на страницы пекторального списка почти отсутствовавший в прошлом году Театр Франко. А то ли еще будет -- ведь у франковцев уже начинает работу над постановкой "Ромео и Джульетты" литовский гений Эймунтас Някрошюс! Даст Бог, доживем до премьеры -- увидим.

Но пока вернемся к лидерам этого года, уже названным в двух номинациях. "РЕхуВИлийЗОР" представляет также сценографию и костюмы Елены Богатыревой и актерские работы Алексея Вертинского (Хлестаков) и Ярослава Гаврилюка (Земляника). Любопытно: жюри рассмотрит сразу три роли второго плана и из "Ревизора" Театра Леси Украинки -- это Дмитрий Лаленков (Хлопов), Валентин Шестопалов (Осип) и исключительно неожиданная Ольга Сумская (Марья Антоновна).

Не знаю, как Оля, а ее старшая сестра -- Наталья Сумская -- уж наверняка должна получить "Пектораль" в этом году за главную женскую роль, роль Маши в "Трех сестрах" (ее достойные конкурентки -- Виктория Спесивцева во франковском же спектакле "Кохання у стилі барокко, або Любов з неохоти", Ирина Вежневец в "Риголетто" и Наталья Корпан в спектакле, который наверняка будет назван "Лучшим камерным спектаклем" -- "Увертюра до побачення" в театре "Сузір'я"). Тот же спектакль "Три сестры" можно считать и главным претендентом в номинации "Лучшая сценография". Боюсь, тут не составят конкуренции ни Олег Лунев с левобережными "Прихотями Марианны", ни Мария Левитская с балетом "Викинги", ни даже Владимир Карашевский с "Чайкой" в Центре Леся Курбаса (хотя бы потому, что его "колдовское озеро" почти никто не видел). А Шавкат Абдусаламов в "Трех сестрах" еще раз доказал, что он не зря признан великим художником и в Москве, и в Париже, и в Риме. Кажущаяся скупость выразительных средств и призрачная простота его сценографии на самом деле оборачиваются потрясающими открытиями и откровениями не только мудрого, но и всегда неожиданного в своих идеях гения. Ну и конечно, в том же спектакле -- замечательная мужская роль Вершинина в исполнении Степана Олексенко. В этой же номинации, кроме названных господ Олексенко и Вертинского, -- Владимир Кузнецов в спектакле Театра на Подоле "Таїна буття", Александр Гетманский в "Вечном муже" на Левом берегу и Анатолий Хостикоев в роли Кина в собственной постановке "Кина IV". Кстати, у Анатолия Георгиевича вчера был день рождения -- искренне поздравляем любимого номинанта!

Как на мой вкус, "Кина IV" явно не хватает в разделе "Лучшее музыкальное оформление спектакля" -- по-моему, именно музыка "Битлз" придает этому спектаклю особое обаяние. Вообще, в музыкальной номинации, как обычно, полный винегрет: музыка к драматическим спектаклям Юрия Шевченко ("Чайка" в ТЮЗе) и Михаила Чембержи ("Эмма" в "Колесе"), Мария Портникова с детским спектаклем левобережной драмы "Новогоднее путешествие на Волшебный остров" и, ни с того, ни с сего -- "тяжелая артиллерия" -- могучий классик Евгений Станкович с балетом "Викинги". Пожалуй, тогда стоило бы еще выдвинуть в претенденты товарищей Верди, Моцарта или хотя бы Гершвина -- тоже очень неплохую музыку к прошлогодним киевским спектаклям ребята написали.