1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№531 17.02.2000

НА МУСКУЛЬНОЙ ТЯГЕ

"Будут серьезные проблемы: увидите, уже с начала марта цены на моторное топливо пойдут вверх и повысятся примерно на 30%", -- сказал автору генеральный директор ПО "Укрнефтехимпереработка" Николай Приймак.

Эксперты усматривают две причины надвигающегося бензинового кризиса: первая и основная -- уход с рынка основных импортеров "горючки", которым стал невыгоден данный вид бизнеса после приостановления парламентом гарантий правительства для совместных предприятий; вторая -- жестокий сырьевой голод, который испытывают отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). "Из шести украинских НПЗ половина полностью стоит, остальные загружены частично, -- комментирует ситуацию г-н Приймак. -- А такой гигант, как Кременчугский НПЗ, вместо 30 тыс. т нефти в день перерабатывает всего 5--6 тыс. Причина простоев -- в отсутствии российской нефти, которой наши НПЗ должны быть загружены на 70%". На просьбу прокомментировать намерение правительства России (озвученное вице-премьером РФ Виктором Христенко) снова поднять экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты Н. Приймак отвечал: "Уже и нынешняя нефть ценой в $180 за тонну нам -- поперек горла, при том, что Белоруссия и другие члены Таможенного союза ее получают по $125. С новым повышением пошлин на 5 евро за тонну нефти (до 20 евро) и на 5--10 -- за тонну дизтоплива (до 15--20 евро) конкурентоспособность украинских нефтепродуктов упадет еще больше".

Впрочем, может оказаться, что конкурировать на внутреннем рынке отечественным нефтехимикам будет не с кем -- и они смогут выставить любые цены, а мы будем вынуждены этим прайсам "соответствовать". Николай Прокопчук, и. о. гендиректора крупнейшего импортера "горючки", СП "Бизон", на пресс-конференции в Киеве заявил: "С февраля наша компания не завозила никакого топлива и не собирается делать этого до тех пор, пока не будет определенности с законами. Нам не понятно, будут ли действовать данные ранее гарантии правительства. Кроме того, нас постоянно втягивают в судебные разбирательства и создают условия, при которых невозможно работать. Мы уже были вынуждены уволить 56 человек, и если так дальше пойдет, нам придется полностью свернуть внешнеэкономическую деятельность. Несколько филиалов -- в Одессе, Мариуполе, Феодосии -- уже ликвидировано".

Кстати, из регионов начали поступать сообщения о спорадическом подорожании "горючки": в нашей ситуации даже слухи могут вызвать ценовой всплеск, а уход с рынка импортеров -- и подавно.

Возникает естественный вопрос: кому выгодно "выдавливание" с рынка нынешних поставщиков бензина и дизтоплива, что накануне посевной кампании неизбежно приведет к разбалансированию конъюнктуры и резкому подорожанию горючки? "Этих импортеров сменят другие, которые наверняка получат такие же, а то и большие гарантии правительства, -- сказал автору близкий к правительственным кругам эксперт, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным. -- Только "бизонов" сменят "мыши", не имеющие достаточного оборотного капитала, наработанных связей и необходимых технических возможностей, чтобы закрыть образовавшуюся брешь. В посевную, боюсь, некоторым хозяйствам придется пахать на "мускульной тяге", на лошадях, ведь новые поставщики им под честное слово горючее не дадут. Можете себе представить будущий урожай". Уже представили. Так что -- сушить сухари?