1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№531 17.02.2000

"ИВАН КУПАЛА": "ЕСТЬ У ЭТИХ ЛЮДЕЙ КАКОЕ-ТО ОЩУЩЕНИЕ НЕМИНУЕМОГО СЧАСТЬЯ..."

"Много разных на свете песен, но хороших не так уж много" -- спел однажды Филипп Киркоров. И женился. К счастью, интерес к музыке с возрастом пропадает не у всех. Взять, например, ребят из проекта "Иван Купала". Работали б себе на питерском радио, крутили б одно и то же раз по 100 долларов за 300, и горя б не знали. Но Алексей Румянцев, Денис Федоров и Алексей Иванов решили иначе и с головой окунулись в деревенские напевы. Теперь выныривают то тут, то там на концертных площадках вместе с изображенными на фото дамами.

"В КАЖДОМ СЛОВЕ ГОРОДСКОГО ЧЕЛОВЕКА, В ОТЛИЧИЕ ОТ ДЕРЕВЕНСКОГО, ЕСТЬ КАКОЙ-ТО ПОДТЕКСТ"

-- Я слышал, что рождение вашей группы пришелся на кризис 17 августа.

Алексей Иванов (АИ): -- Именно 17 августа мы впервые сели работать в студии, а до этого мы готовили проект года три.

-- Почему так долго вынашивали идею?

-- Впервые мы задумались об этом в 1994 году, заинтересовавшись группами, которые работают в псевдо-этническом стиле. У нас есть любимый альбом, Deep Forest "Bohemia", который зацепил нас настолько, что мы решили заниматься только такой музыкой. Начали со слепого копирования -- брали болгарский диск с этникой, вырезали из него кусочки и че-то там подыгрывали. Потом стало понятно, что этот путь ни к чему не приведет, и мы занялись русским фольклором.

-- Чем ваша этника отличается от дипфорестовской?

-- С Deep Forest нас сравнивают все, но нам это сравнение лестно, потому как мы стопроцентно считаем себя их последователями. Но, тем не менее, на сегодняшний день в нашей музыке есть много отличий. Самая заметная разница в том, что они используют этнические "сэмплы" как экзотический инструмент. Поэтому в их песнях встречаются строчки из японского, арабского фольклора. У нас -- по-другому. Несмотря на то, что каждую нашу композицию мы собираем из двух-трех фрагментов разных песен, мы преследуем цель, чтобы это было цельное произведение. Чтобы слушатель не напрягался, когда одна мелодия никак не вяжется с другой.

-- Чем вас удивила деревня?

Денис Федоров (ДФ): -- Мы -- студийные музыканты и не можем себе позволить путешествовать как настоящие фольклористы. Но, тем не менее, мы побывали и на севере, и на юге, где нас удивили люди с чистым сердцем и абсолютно другими проблемами, чем в городе. Например, в городе человек, общаясь, ищет в каждом слове какой-то подтекст, заднюю мысль. В деревне все намного проще: человек реагирует сразу и на все 100%. Т.е. ты понимаешь, что за его словами ничего другого, кроме естественной эмоции, нет. Всех людей приходилось записывать в естественных условиях: кто-то чистил картошку, кто-то не мог оторваться от работы в поле... После этой экспедиции, которая дала нам колоссальный заряд энергии, можно садиться за компьютер и сочинять совершенно иную музыку!

"УЖЕ СЛИШКОМ МНОГО ПРОБЛЕМ, ЧТОБЫ ВЕСЕЛИТЬСЯ"

-- Вам деревенская жизнь не показалась скучной?

-- Она просто своеобразна и непривычна для горожанина. Наверное, это впитывается с молоком матери...

Алексей Румянцев (АР): -- Скорее всего, в городе и деревне разные ценности. В деревне они более натуральные, истинные. А в городе... Если не работает твой любимый клуб, то уже плохо. Этого не должно быть. Понимаешь, путешествуя, я понял, что что-то потеряно безвозвратно... Когда в Египте строились пирамиды, никто не задавался вопросом, как их построить. Просто, согласно одной теории, люди имели доступ к информационному полю. Задавали вопрос и тут же получали ответ! А мы сидим, мучаемся, пишем тысячу уравнений, и в результате ошибаемся.

-- Какие "деревенские" ценности, по-вашему, необходимы городскому человеку?

-- Есть у этих людей какое-то ощущение неминуемого счастья. Они, как дети, живут в ожидании чуда.

-- А вас детство уже покинуло?

-- Да, проблем слишком много, чтобы веселиться.

-- Как ты почувствовал, что уже взрослый?

-- Ты знаешь, когда в детстве родители обещали на следующей неделе пойти в зоопарк, ты все это время просто горел! А потом это вдруг закончилось... Не знаю, почему.

-- Бабушки, от которых записаны мелодии, слушали альбом?

-- Нет. В принципе, большинство бабушек уже умерло.

-- Умерли?

-- Да-да, просто записи использованы 10-, 20-летней давности.

-- А кто же записывал их? Вам тогда было, наверное, по 5 лет.

-- Мы записывали только часть материала. Все остальное мы нашли у друзей фольклористов и в архивах.

"В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА МЫ ПОЛУЧИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ВСЕХ ЛЭЙБЛОВ РОССИИ"

-- Какова предыстория песни "Кострома"?

-- В интерпретации жителей села Дорожево Брянской области -- это очень древний обряд, посвященный Костроме, богине плодородия. Праздновался он летом, накануне Ивана Купала. Суть этого обряда была в воскрешении через смерть. "Кострома" заболевает, умирает и через некоторое время воскресает. В песне "Кострома" произошло самое удачное сочетание древней музыки и современных ритмов. Мелодия очень красивая, практически не пришлось ее изменять! Это был хит еще до компьютерной аранжировки.

-- Запись этой песни, связанной с таинственным обрядом, не носила налета мистики?

АИ: -- У нас с этой песней связана история названия коллектива. Записав "Кострому", мы уже поняли, что продукт получился настолько качественным, что класть его в стол было нереально. Михаил Козырев (программный директор, поставивший на ноги "Maximum" и "Наше радио". -- Авт.), послушал нашу пластинку и сказал: "Я хочу играть эту песню у себя на радио. Могу ли я это сделать?" Наш знакомый ответил, что легко, а из названий вспомнил только "Иван Купала". Так, де факто узнав о том, что нас уже крутят по радио, я пришел к мысли, что определенная мистика в этом присутствует.

Мы получили в течение месяца предложения по контрактам от всех звукозаписывающих фирм России. Это было сразу же после дефолта, когда многие проекты закрылись, и деньги были на вес золота. В основном были предложения следующего характера: вот вам деньги на студию, вот на клип -- вы должны сделать альбом. Когда мы говорили,что мы хотим еще концерты, нам говорили: "А надо вам это? Найдете людей, они будут за вас выступать!" Поэтому выбор контракта с "Союзом" был не в пользу денег -- это были гораздо менее интересные финансовые условия, нежели со стороны других лейблов. Но "Союз" был с нами рука об руку, помогая во всем. Вплоть до того, что генеральный директор помогал искать костюмы! А теперь мы его самый успешный в коммерческом плане проект.

-- У вас на альбоме есть очень душевная композиция "Молодость"...
Вспоминаю, как ушла молодость -- она не сказала,
А пришла же старость -- она не спросила...
Заиграю, да заплачу, а я вспоминаю,
Как ушла молодость -- она молодая

АР: -- Это самая яркая форма русского фольклора, которую я встречал. Дело в том, что казаки-некрасовцы были в плену у турков, по-моему лет 300, поэтому получилась такая хитрая русская песня с турецкими нотками.

АИ: -- Песню "Молодость" мы записали еще в 1997, но, осознавая ее большой потенциал, отложили "на потом". И вот на днях, понимая, что люди к ней уже готовы, мы выпустили ее третьим синглом.

-- Вы сами не боитесь, что "уйдет молодость -- не скажет, придет старость -- не спросит"?

АР: -- Философский вопрос очень. Если говорить о реинкарнации, то это одно, а если в нее не верить -- то это совсем другое. Я, в принципе, не боюсь -- думаю, дальше будет что-то более интересное.


ДОСЬЕ
Все тексты "Иван Купала" -- адаптированные переводы русских диалектов. Концертный состав группы составляют девушки, отобранные из более 300 претенденток. Первое выступление в Украине состоялось в "Динамо Люкс". Над украинским произношением солистки Тани Старчевской в знаменитой "Гале" трудился весь персонал клуба вместе с директором. И именно "Галя" стала кульминацией концерта, после которого группа отправились в Уфу снимать видео "Молодости". (Режиссер -- Виталий Мухаметтзянов, с которым группа отлично сработалась во время съемок "Костромы", операторскую камеру доверили Владу Опельянцу). Западные издатели в основном предлагают "Ивану Купале" сотрудничество в плане пересведения исходного материала для западного рынка. Самое сильное впечатление русский фольклор произвел на Алексея Иванова: "В одном селе я услышал балладу про одного деда, который полюбил девушку, женился на ней, у них родились дети. А когда наступил голод и дед оказался перед дилеммой: убить жену и накормить детей, или наоборот. В результате он убил супругу, а на вопрос детей: "Где мама?" ответил: "Ну, вы ешьте, я вам другую маму приведу!"