1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№531 17.02.2000

КОМУ ВЫГОДНО, ЧТОБЫ ПРОКУРАТУРА НЕ МЕШАЛА КРАСТЬ?

Нужно ли, чтобы кто-то в стране следил за соблюдением законов? Пока это делает прокуратура, но лишь временно, -- Конституция запрещает ей в будущем заниматься не только общим надзором, но и расследованием уголовных дел. Свое мнение на сей счет высказывает первый заместитель Генпрокурора Николай Гарник.

-- А действительно, есть ли прок от вашего надзора?

-- Судите сами. Я расскажу, какие уголовные дела мы возбудили совсем недавно. Например, некая частная фирма под гарантию правительства взяла кредит за границей под сбор и продажу зерновых культур. Но никто этим не занимался. 2 миллиона немецких марок до сегодняшнего дня не возвращены. А "висят" они еще с 1996 года. Мы сейчас даже не знаем, куда израсходованы эти миллионы. Придется устанавливать в ходе следствия. Вот другой пример. В начале 1998 года Кабмин принял постановление о финансовом обеспечении подготовки сельхозтехники. И под это дело выдал фирме "А" без всяких процентов 750 тысяч гривен на закупку запчастей, оплату услуг ремонтных предприятий. Что делают должностные лица этого предприятия? Они платят НДС, налоги в пенсионный фонд, фонд соцстрахования, услуги банка и т.д. Не пошло ни копейки на запчасти. Спецгоспредприятие по транспортному обслуживанию и техническому сервису Минагропрома Украины получило 280.000 гривен. Деньги истрачены... на ремонт своих автомобилей! Это ст. 165 УК Украины "Злоупотребление служебным положением". Идем дальше. В конце того же года выходит постановление Кабмина Украины об обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей материально-техническими и финансовыми ресурсами. Снова та же фирма "А" получает 200 тысяч гривен. И опять тратит их на зарплату, налоги, взносы, штрафы, за вывоз мусора и т. д. По данному вопросу мы тоже возбудили уголовное дело.

-- А эти должностные лица есть, не скрылись пока из Украины?

-- Пока нет. На месте.

-- Неужели Кабмин не брал на контроль расходование упомянутых средств?

-- Разбираемся. По идее должны были брать... Серьезную проверку мы провели по железнодорожному транспорту, в январе написали докладную записку Президенту. В "Укрзалізниці" создали централизованный фонд для приобретения дорогих квартир ответственным работникам. Саккумулировали деньги, около 8-9 миллионов гривен, из них 2.800.000 уже потратили на фешенебельные квартиры. Например, купили супердорогое жилье замгендиректору "Укрзалізниці" (на тот момент). Хотя у него есть собственная квартира, приобрели еще 4-х комнатную за 305,7 тысяч гривен! При этом переплатили коммерческой структуре около 100.000 гривен. Ведем расследование, возбудили уголовное дело, так как здесь явное нарушение украинского законодательства. В принудительном порядке создавать такой фонд нельзя. Примеры можно продолжить. Но, думаю, и без того очевидно -- нужно изменить конкретную статью Конституции и оставить за органами прокуратуры общий надзор и расследование уголовных дел.

-- Как вы считаете, сегодняшнее отсутствие в Конституции упомянутых положений, случайность или?..

-- Я думаю, что это не случайность, ибо знаю, как Конституция принималась за одну ночь... Кстати, ни один из многих нардепов, с которыми я встречался, не сказал, что он против общего надзора. Возникает вопрос, почему же так проголосовали? Значит, кому-то было выгодно... Например, тем, кто и сегодня греет руки на приватизиции. В одной из областей сделали экспертную оценку продаваемого имущества АПК. Его фактическая стоимость 71 миллион гривен, а оценено было в 14 миллионов...Продать не успели, прокуратура помешала. Кто будет всем этим заниматься? Сейчас говорят: приватизация закончилась, нечего проверять. Это чушь. Еще можно то, что у государства и его граждан незаконно взято, вернуть обратно. Главное -- не сидеть сложа руки...