1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№531 17.02.2000

В КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ ПОД МНОГИМИ РУШАТСЯ КРЕСЛА

Глава правительства Виктор Ющенко, считая проведение административной реформы одной из важнейших задач, начал жесткие перестановки во вверенной ему вотчине. Аппарат Кабинета министров уже сокращен на 138 человек, но увольнения продолжаются. Число правительственных работников должно уменьшиться до 480 человек, т.е. втрое. Многие кабминовские функционеры, безусловно, не в восторге от столь радикальных преобразований, тем более что многим из них "светит" потеря руководящих кресел. Именно они выискивают аргументы в пользу поэтапного проведения админреформы, а не ее чрезмерного форсирования".

Но с такой позицией категорически не согласен народный депутат, представитель фракции "Реформы-конгресс" Игорь Колиушко. Он считает, что "административная реформа очень сильно запоздала". Однако, по его мнению, сокращение количества госслужащих и ликвидация некоторых министерств вовсе не является главным признаком удачного начала административной эпопеи. "Лишь в том случае, когда центральная власть захочет поделиться частью полномочий с местными органами власти, можно говорить о реальном, а не декларативном проведении реформы".

С этим согласен и правительственный секретарь Кабинета министров Виктор Лисицкий, уверяющий, что вместе с кадровыми ротациями нужно перераспределить полномочия между различными уровнями власти. "Команда Виктора Ющенко перегружена огромной массой вопросов, которые по логике вещей не должны находиться в компетенции Кабмина. Иногда доходило до смешного. На столе у Виктора Андреевича в свое время пылился законопроект "Об отходах", поскольку никто, кроме премьер-министра, не вправе определять, что такое хозяйственные отбросы, как вести их учет и где производить утилизацию... Вот и получалось, что глава правительства, вместо выполнения возложенных на него государственных функций, вынужден был превратиться в главного дворника страны".

Г-н Лисицкий полагает, что пока правительство Ющенко сосредоточилось на решении двух ключевых вопросов -- бюджета и проблем топливно-энергетического комплекса, -- в других сферах нашей жизни можно предоставить некоторую свободу действий облсоветам и облисполкомам. А для реализации столь благих намерений не помешало бы пересмотреть законодательную базу и решить, какие полномочия делегировать от высших органов власти к низшим и представителей какого ранга сконцентрировать на ключевых направлениях государственного управления.

Первый заместитель правительственного секретаря Владимир Яцуба высказывается по этому поводу значительно резче: "Если мы говорим об административной реформе, а имеем ввиду только количественное сокращение Кабмина, то у многих может сложиться очень упрощенное представление об этом громоздком процессе". По его словам, в недрах правительства идет скрупулезная подготовка документов, которые должны будут отрегулировать взаимоотношения центральных и местных органов власти. Однако начинать административную реформу, по заверениям г-на Яцубы, нужно "с реорганизации местных уровней власти, и лишь затем перекраивать всю исполнительную вертикаль".

Конечным результатом административной реформы, по замыслам ее инициаторов, должно стать создание такого государственного механизма, который бы позволил осуществить децентрализацию верховной власти и тем самым существенно поднять роль и значение органов местного самоуправления. Однако этот процесс тормозится отсутствием закона "О Кабинете министров", который парламенту не удается принять с 1998 года. Ведь само по себе утверждение Президентом концепции административной реформы, подготовленной специальной комиссией под руководством Леонида Кравчука, недостаточно для ее успешного проведения.