Выпуск газеты Сегодня №№531 17.02.2000
В КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ ПОД МНОГИМИ РУШАТСЯ КРЕСЛА
Но с такой позицией категорически не согласен народный депутат, представитель фракции "Реформы-конгресс" Игорь Колиушко. Он считает, что "административная реформа очень сильно запоздала". Однако, по его мнению, сокращение количества госслужащих и ликвидация некоторых министерств вовсе не является главным признаком удачного начала административной эпопеи. "Лишь в том случае, когда центральная власть захочет поделиться частью полномочий с местными органами власти, можно говорить о реальном, а не декларативном проведении реформы".
С этим согласен и правительственный секретарь Кабинета министров Виктор Лисицкий, уверяющий, что вместе с кадровыми ротациями нужно перераспределить полномочия между различными уровнями власти. "Команда Виктора Ющенко перегружена огромной массой вопросов, которые по логике вещей не должны находиться в компетенции Кабмина. Иногда доходило до смешного. На столе у Виктора Андреевича в свое время пылился законопроект "Об отходах", поскольку никто, кроме премьер-министра, не вправе определять, что такое хозяйственные отбросы, как вести их учет и где производить утилизацию... Вот и получалось, что глава правительства, вместо выполнения возложенных на него государственных функций, вынужден был превратиться в главного дворника страны".
Г-н Лисицкий полагает, что пока правительство Ющенко сосредоточилось на решении двух ключевых вопросов -- бюджета и проблем топливно-энергетического комплекса, -- в других сферах нашей жизни можно предоставить некоторую свободу действий облсоветам и облисполкомам. А для реализации столь благих намерений не помешало бы пересмотреть законодательную базу и решить, какие полномочия делегировать от высших органов власти к низшим и представителей какого ранга сконцентрировать на ключевых направлениях государственного управления.
Первый заместитель правительственного секретаря Владимир Яцуба высказывается по этому поводу значительно резче: "Если мы говорим об административной реформе, а имеем ввиду только количественное сокращение Кабмина, то у многих может сложиться очень упрощенное представление об этом громоздком процессе". По его словам, в недрах правительства идет скрупулезная подготовка документов, которые должны будут отрегулировать взаимоотношения центральных и местных органов власти. Однако начинать административную реформу, по заверениям г-на Яцубы, нужно "с реорганизации местных уровней власти, и лишь затем перекраивать всю исполнительную вертикаль".
Конечным результатом административной реформы, по замыслам ее инициаторов, должно стать создание такого государственного механизма, который бы позволил осуществить децентрализацию верховной власти и тем самым существенно поднять роль и значение органов местного самоуправления. Однако этот процесс тормозится отсутствием закона "О Кабинете министров", который парламенту не удается принять с 1998 года. Ведь само по себе утверждение Президентом концепции административной реформы, подготовленной специальной комиссией под руководством Леонида Кравчука, недостаточно для ее успешного проведения.