1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№532 18.02.2000

О ГОЛЫХ КОРОЛЯХ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Почему сегодня так мало читают отечественную литературу? За ответом не надо далеко ходить. Загляните в первую попавшуюся школу. Пообщайтесь с учениками, представляющих себя то ниндзей-черепашкой, то бэтменом, пьющих "Кола-колу" и непрерывно жующих жвачки. Что их интересует? Видики, компьютерные игры и сериал "Беверли Хиллс".

На днях в Доме писателя состоялись очередные посиделки. Обсуждалась новая программа по украинской литературе, которая теоретически должна внедриться уже с начала следующего учебного года. Собравшимся учителям ее представила старший научный сотрудник Института литературы им. Т.Г.Шевченко НАН Украины Раиса Мовчан.

-- Если изучать украинскую литературу в школе по существующим сейчас программам, то складывается впечатление, что наш типичный герой только и делал, что боролся, страдал, плакал, слезы проливал и в редких паузах пафосно провозглашал, как он любит эту Украину, -- рассказала "Сегодня" Раиса Мовчан. -- Понятно, что такое однообразное, бессмысленное насаждение ничего кроме протеста вызвать не может. Так вот, главная цель новой программы -- это современная интерпретация, а основная ее особенность -- это построение не на патриотических мотивах и пафосе, а на общечеловеческих ценностях и идеалах. Ведь некоторые общепризнанные "короли" (например, Стельмах) украинской литературы при ближайшем, детальном рассмотрении оказываются просто голыми, введенными в программу по национально-идеологическим представлениям".

Такой радикальный подход вызвал некоторое неудовольствие присутствующих, чтобы не сказать, протест. Следует учесть, что значительная часть педагогов -- люди старого поколения, с давно уже устоявшимися ценностями и раздеть "королей" для них -- посягательство на святая святых.

Но, даже, изменив программу, вряд ли все школьники, как крысы под дудочку, разом ринутся читать хрестоматии и учебники. Ведь на самом деле в Украине, а особенно в центральном и восточных регионах, сложилась идиотская ситуация: несмотря на очевидные старания правительственных и министерских структур популяризировать все национальное, среднестатистический подросток литературу (а за ней и культуру с языком) просто ненавидит! Во всех общеобразовательных школах, согласно существующим программам, идет колоссальное по масштабам насаждение "ридной мовы" и культуры.

Из урока в урок, из в четверти в четверть подросткам неустанно талдычат: "Читайте украинскую литературу, это наша культура, это основа нашего самосознания, а если не прочитаете -- "два"! Смотрите, какие прекрасные произведения..." А детям это, простите, до фени. Причем на всех украинских авторов, известных и не очень, старательно навешиваются такие противные ярлыки, как: "всесвітньо відомий талан", "безперечний геній". Я лично был свидетелем того, как не самая глупая девушка пятнадцати лет с ненавистью кидалась хрестоматией украинской литературы об стенку класса, весьма злым и недобрым словом вспоминая и Шевченко и иже с ним... Хорошо, если потом, уже на каком-нибудь филологическом факультете она придет к осознанию того, как необходима молодому этносу свои язык и культурная концепция. А остальные? Как быть с поколением, вскормленном на "Динамо", пиве и анекдотах про "новых" русских? Как сделать так, чтобы школьники были заинтересованы в изучении собственной литературы (достаточно-таки специфической и к тому же уступающей мировой), а не делали этого из-под палки?

..."Ошибки учителей менее заметны, но обходятся людям не менее дорого", -- заметила героиня одного очень известного фильма, имея в виду врачебные оплошности. Трудно с ней не согласиться. Следует отметить, что новая программа -- по счету уже третья или четвертая из всех, создававшихся в годы независимости. И вряд ли предыдущие были совершенны, иначе зачем было бы писать новую, которая тоже может лишь занять следующее место в этом перечне.