1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№532 18.02.2000

ТАК ЗА ЧТО ЖЕ ГЕРАСИМ УТОПИЛ МУМУ?

Будучи в Москве, я познакомилась с директором одного частного лицея, который попытался вопрос преподавания литературы решить по своему. "Одно время мы заменили ее литературоведением", -- сообщил он. Под литературоведением подразумевается исключительно разбор художественных особенностей произведения: анализ метафор, эпитетов, языковых пластов и прочее. К примеру, в рассказе "Муму" внимание учеников обращается главным образом на звукоподражательный характер заголовка.

Через пару месяцев от нововведения пришлось отказаться -- взбунтовались родители. "Некоторые папы и мамы выражали недовольство: мол, дети не знают содержания произведений, -- пожаловался директор. Из столь затруднительной ситуации (занимаясь качеством образования, ему приходится помнить и о социальном составе учащихся -- все-таки лицей элитарный) директор вышел очень просто -- воспользовался новыми учебниками. Смысл которых в перестройке школьной программы так, чтобы, сместив акценты, смягчить "социальный элемент". Скажем, приступив к разбору "Муму", зафиксировать внимание учащихся на защите прав домашних животных.

На сей счет небезынтересно было просмотреть учебник русской словесности Е.Н. Басовской, спонсором которого выступил сам Джорж Сорос. Ну вот, к примеру, возьмем А.Н. Радищева и его небезызвестное "Путешествие из Петербурга в Москву". Элитный ученик не найдет в произведении ни душераздирающей сцены торговли крепостными в селе Медное (а ведь это в художественном отношении ярчайшая картина!), ни рассказа крепостного Ивана, измученного издевательствами господ. А вот на что автор не пожалел страниц, так это на биографическую справку. Не преминул напомнить о том, что Радищев обучался в Пажеском корпусе, был членом Аглицкого клуба, "занял перспективное место в Санкт-Петербургской таможне", а "за разработку экспортно-импортного тарифа даже получил бриллиантовый перстень". А вот о том, что Радищев некоторое время служил протоколистом в Сенате и в его департаменте производился разбор челобитных -- ни звука! А ведь именно эта служба подтолкнула его к описанию многих историй в "Путешествии", лейтмотив которых -- страдания народа. Примеры можно множить и множить, но, думаю, тенденция "обновленного" образования ясна.

Беда лишь в том, что детей невозможно изолировать от происходящего, ибо даже из окна "мерседеса" ребенок может увидеть подбежавшего к машине сверстника с тряпкой для протирки стекол. Да и по телевизору то объявляют про голодовку обнищавших шахтеров, то про забастовку не менее обнищавших учителей. И детям придется объяснять. Не только настоящее, но и прошлое. И снова придется вернуться к Радищеву...