1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№534 22.02.2000

ПО ЭТОЙ БУМАЖКЕ Я ЕХАЛ НА СВИДАНИЕ К ТВОЕЙ БАБУШКЕ

"Граждане, покупайте билетики!" -- эта фраза родилась в день пуска первого трамвая в Киеве и доныне остается не менее популярной. А вот талончики столетней давности -- большая редкость даже для музеев. Правда, один дедуля собирал их с 1940 года, а внуку, который и принес их в музей электротранспорта, часто хвастался коллекцией: "Вот по этой бумажке я ехал на свидание к твоей бабушке, а вот трамвайный билет, по которому мы везли твоего отца из роддома".

В 1892 году газеты с восторгом писали о толпах киевлян, которые пришли к Александровскому спуску и по несколько раз катались на чудо-машине. В те дни в Киеве появились первый трамвай и первые талончики, кондукторы и контролеры.

Тарифы были утверждены еще в 1889 году, правда, на проезд в "конке" и паровом трамвае. Плата бралась с каждого участка -- 5 копеек. Пассажир мог сделать две пересадки, но за каждую следовало доплатить по 3 копейки. Уже тогда были льготы для учеников школ, студентов и рядовых солдат, которые платили кондукторам по 3 копейки за участок, протяженность которого составляла приблизительно 2,3 км. Проехать по "дачному" маршруту было дороже всего -- около 40 копеек. Каждый пассажир получал билет с напечатанным на нем названием маршрута, на некоторых талончиках для особо знатных горожан писались полностью имя, фамилия, чин или титул. Но маршрутов с каждым годом становилось все больше, поэтому в 1906 году появились однотипные билеты, на которых печатали первую литеру названия маршрута, а в 1908 году буквы заменили цифрами. Кстати, компостировать талоны было обязанностью кондукторов.

Первое повышение "таксы" -- на 1 копейку -- было в августе 1914 года. Возмущенным гражданам поясняли -- все это пойдет на военные нужды. С 1918 года повышение стало делом привычным, все зависело от курса рубля. Появились отдельные тарифы: в рабочих кварталах одни, в центральных -- значительно выше. Простой работяга не мог позволить себе прокатиться трамваем по Крещатику. Самыми популярными были маршруты к Лавре и другим храмам. Здесь и открывали "охоту" на "зайцев" контролеры. Кстати, штрафами наказывали и водителя -- за грубое слово или неисправность машины, и кондуктора -- за незакомпостированные талончики или малую выручку.

В 1922 году появились первые месячные проездные билеты с 25%-ной скидкой для рабочих. Постоянный тариф на талончики был установлен в 1925 году. Проезд по одному участку стоил 10 копеек, по двум -- 15, по трем -- 20. Через год талончики подешевели на 8 копеек. В 1930 году пересадочная система была отменена, вместо нее появился общегражданский тариф -- 15 копеек, для членов профсоюза -- 10, для учащихся и военных -- 5, для рабочих -- 6. С 1975 года стоимость билета была 4 копейки, с 1987 -- 5 (на все виды городского транспорта), с 1991-- 15 копеек, потом 30--50 копеек. В 1992 году стоимость проезда подскочила до 5 купонов-карбованцев, в 1993 -- до 100, в 1994 -- до 1000 крб., через год -- до 5000 крб., а за последующие шесть месяцев сиганула до 10000 крб. В начале 1996 года -- до 20 000 крб., а когда ввели гривну, талончики начали продавать по 20 копеек, правда, в конце года цена увеличилась до 30 копеек. Такой и остается по сей день. Но что будет завтра? Ведь вышеизложенная вкратце история подсказывает: перемены неизбежны.