1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№534 22.02.2000

ПРОЕЗД В ГОРОДСКОМ ТРАНСПОРТЕ... ПОДЕШЕВЕЕТ!

Ожидание повышения цен хуже самого повышения. Такая перефразировка известного афоризма вполне подходит к состоянию киевлян, вот уже третий месяц готовящихся к тому, что вместо 30 копеек в городском транспорте придется выкладывать не менее 50. Почему-то именно повышение тарифов на проезд в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро ассоциируется у горожан с неминуемым скачком доллара и цен на продукты. "Мужайтесь!" -- призывают чиновники. "Эх!" -- сокрушаются киевляне.

-- Возрастет или нет с 1 апреля стоимость проезда в общественном транспорте? -- спросили мы заместителя главы Киевской горгосадминистрации Ивана Салия.

-- Первое апреля, как известно, день смеха, -- грустно сказал Иван Николаевич. И добавил: -- Цены-то должны повыситься, но никто не знает -- когда. Пока решение не принято, но проблема уже созрела давно -- 30-копеечный проезд может претендовать на занесение в книгу рекордов Гиннесса, ведь за последние три года тарифы на транспорт не увеличились, хотя втрое поднялись цены на горючее, подорожали запчасти. Транспортники страдают от убытков -- нет возможности проводить капитальные ремонты. Сравните: если ежедневно на маршруты выходит 260 больших автобусов (с "гармошкой"), то 300 в разной степени поломки стоят под забором. Добавьте к ним почти 140 трамваев и столько же троллейбусов.

Все чаще городской транспорт выбывает из строя во время работы. Иван Николаевич видит выход в одном -- в госбюджете будет сбалансировано количество льгот и источников их покрытия. Сегодня городской транспорт столицы находится в коммунальной собственности, а городские власти не в состоянии гарантировать компенсацию льгот на проезд льготным категориям населения. Хотя есть и исключение -- недавно Киевская горгосадминистрация приняла распоряжение о льготах на проезд многодетным семьям, средства на которые предусмотрены городским бюджетом. Другие льготы, по словам Ивана Салия, на сегодняшний день никто не компенсирует.

-- Пришло время говорить не о повышении цен, а об изменении системы оплаты за проезд, -- сказал Иван Николаевич и сообщил об одном интереснейшем предложении, которое позволит киевлянам экономить массу денег, а транспортникам -- намного лучше работать.

Речь идет о внедрении в столице проездных билетов на 1 день, 5, 7, 10, 15, 30 и 90 дней. Стоимость одной поездки будет тем меньшей, чем на больший период куплен проездной, но не ниже, с учетом всех скидок, чем 28 копеек. И поскольку это меньше, чем сегодняшний тариф -- возрадуйтесь, жители столицы: есть все шансы, что проезд не подорожает, а подешевеет! Правда, пока это всего лишь идея, требующая немалых усилий для воплощения. Чтобы ввести такую форму оплаты, необходимо объединить всех транспортников -- автобусы, троллейбусы, трамваи должны работать в одной системе. В некоторых европейских столицах даже метрополитен входит в единую транспортную компанию, которая контролирует до 90% перевозок пассажиров.

-- Приобретение талона на одну поездку давно приносит неудобство киевлянам -- нужно не забыть купить его на остановке или искать глазами кондуктора, оглядываясь, чтобы не налетели контролеры. А так можно будет купить проездной на 1 день на все виды городского транспорта. Это будет удобно, например, и тем, кто приезжает в Киев в командировку. Тому, кто ездит на работу, выгодней купить 5-дневный проездной. Кто купит проездной на 90 дней, получит скидку больше чем наполовину. Эта система позволила бы уменьшить количество контролеров и кондукторов, многим организациям будет выгодно покупать проездные для своих сотрудников. А талончики останутся для тех, кто к ним привык. Не купил проездной -- покупай талончик непосредственно в троллейбусе, но плати больше -- на содержание кондуктора.

-- С троллейбусами, автобусами и трамваями, кажись, разобрались. А как на счет слухов о повышении стоимости проезда в "маршрутках" и метро?

-- Рано или поздно мы придем к тому, чтобы сделать стоимость проезда в маршрутных такси зависимой от длины маршрута. По повышению тарифов на проезд в метро решение тоже пока не принято, так что киевлянам волноваться рано. Многие предлагают ввести почасовую оплату или по секторам, как в Лондонском метрополитене. Но это требует немалых средств, хотя бы для новой электронной системы. Пока Киев такой роскоши себе позволить не может.