1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№535 23.02.2000

ПОБЕДА ПАРТИЙ ЗАВИСИТ ОТ "УПАКОВКИ", В КОТОРУЮ ИХ ЗАВЕРНУЛИ?

Прилеты "пестрых стай" российских имиджмейкеров, политическая реклама в прессе и на телевидении, "кучкование" партий по блокам -- все это свидетельствует о том, что к парламентским выборам идет активная подготовка. И пусть даже выборы состоятся не в этом году, энтузиазм в партийных сферах так и плещет. В кругах пишущей братии ищут ответы на кучу вопросов. Будет ли в Украине свой "Медведь"? Может ли проиграть Рух? Какими новыми технологиями удивят нас режиссеры политических побед? И чего нам вообще ожидать от шоу под названием выборы? Об этом корреспондент "Сегодня" беседует с политологом, профессором Сергеем Телешуном.

-- 1999 год стал первым годом, когда президентские выборы в Украине выиграл правый кандидат (Леонид Кравчук в 1991 был значительно "левее" Вячеслава Черновола, а Леонид Кучма в 1994-м -- Леонида Кравчука). Приведут ли досрочные парламентские выборы к победе правых?

-- Не совсем. Президент -- лицо государства. Люди голосовали за человека, которому хотели бы доверить свое будущее. Выбор же партии -- это выбор самой привлекательной идеи. Я согласен с Мирославом Поповичем, который говорил, что партии создаются не приказами, а страстями. Вспомните Рух образца 1990 --1991гг: его акции затрагивали интересы простого обывателя -- живые цепи, митинги, "Матери не должны посылать детей в союзную армию!". А сейчас? Какая идея в последнее время завладела массами? Отчасти -- обида за социальные неурядицы и поиск виновных. Но это "конек" левых. Чем на него ответили справа и в центре? Громко и внятно -- ничем.

Проблема современных партий в том, что они страшно далеки от народа: некоторые обюрократились больше, чем КПСС времен парткомов и райкомов. Неудивительно, что население воспринимает их как приложение к власти или группу обеспеченных лиц, меняющих материальные блага на голоса…

-- В таком случае, что должны сделать правые, чтобы неголодный и ленивый обыватель пошел и проголосовал за них?

-- Обратить внимание на недавний опыт России, который показал: народ охотнее верит объединениям (типа "Единство", "Медведь" или Союз правых сил), чем отдельным партиям. Победа объединений во многом зависит от "упаковки", в которую имиджмейкеры завернули политический товар. Хотя на первом месте, конечно же, доверие избирателя к популярным личностям.

-- Украинские партии тоже объединяются в блоки. Будет ли среди них свой "Медведь", который "задавит" своей популярностью остальных соперников?

-- В Украине создаются не объединения, а партийные блоки со свойственным им бюрократическим подходом; на первом месте по важности -- вопрос "кто войдет в первую десятку". Как эта десятка будет выглядеть со стороны и проголосует ли за нее избиратель -- менее важно. Поэтому получается не объединение интересных людей со звучными идеями, а общий список: партия А + партия Б + партия В.

Политическая конъюнктура требует, чтобы на арену выходили не серые чиновники с ореолом власти и партийными значками (ни то ни другое умиления избирателя уже не вызывает), а яркие личности, которые добились признания в определенных сферах. Ни "Медведи" Шойгу, Карелин и Гуров, ни "СП Совцы" Ковалев и Хакамада не заангажированы конкретными партиями, и в этом было их преимущество. И тут роль играет "сочетаемость" политиков: ведь по-отдельности милицейский генерал и чемпион по борьбе не имели высокий рейтинг, но каждый из них "тянул" свой электорат, который верил и голосовал за общий список.

К сожалению, я не исключаю, что отечественная копия "Медведя" будет хуже оригинала: два-три партийных босса, три-четыре так называемых олигарха и артист эстрады для оживления картины. Боюсь, это напомнит больного старого мишку, серьезно переболевшего гриппом…

-- После того, как многие потенциальные фавориты российских гонок не решились выступить против Путина, концентрация московских имиджмейкеров в украинской столице резко возросла. Насколько их технологии применимы здесь?

-- У пословицы-- один ум хорошо, два лучше-- есть продолжение -- чужой бери, но и своим пользоваться не стесняйся. У нас другая ситуация: нет Чечни, население равнодушнее относится к разоблачениям, основные средства массовой информации монополизированы потенциальными союзниками (т.е. поля для борьбы имиджмейкерских находок мало).

Кроме того, украинская глубинка имеет другой менталитет, чем российская. В наших селах верят не теледиктору, а слову уважаемого человека. Возможно, я раскрою "кухню", но на выборах победит тот блок или партия, который заручится поддержкой таких людей.