1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№536 24.02.2000

ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА НЫНЕ СТАЛ НЕКТАРОМ

После того, как Гагарин слетал в космос и "доложил" общественности, что Бога там не видел, почти все стали атеистами. Детей запугивали злым батюшкой, закрывали или разрушали храмы. Благо, те времена прошли. Нынче в столице церквушек и соборов не меньше, чем лет двести назад, а религиозные организации появляются, словно грибы после дождя. Если в 1989 году насчитывалось 18 религиозных общин, то сегодня -- 594!

НЕФОРМАЛОВ НАМ НЕ НАДО

-- Самая маленькая религиозная община в столице -- бахаи (это течение появилось в XIX веке в израильском городке Хайфа). В 1993 году было 20 ее членов, столько же осталось и сейчас, -- рассказывает Андрей Ткачук, начальник управления по делам религий Киевской горгосадминистрации. -- Есть и такие религиозные организации, о которых многие киевляне вряд ли слышали. Например, Армянская апостольская и Корейская баптистская церкви, даосские религиозные общины, Армия Спасения, лютеранская церковь, миссия "Реки воды живой", религиозные общины Всемирной чистой религии и Веры Света...

Каждый гражданин Украины вправе выбирать, во что ему верить и какую церковь посещать. Большинство общин действуют в рамках закона, но есть и такие, которые существуют нелегально. Перед тем, как регистрировать религиозную организацию, работники управления посещают службу, анализируют, соответствует ли она закону. На это уходит месяца три, и такая скрупулезность, поверьте, целиком себя оправдывает. С 1994 года нелегальной остается "Аум Синрике", ей отказали в регистрации. Все помнят историю с "Белым Братством", когда подростки выбрасывали свои паспорта, не признавали имен и фамилий. Родители со всего Союза ходили с фотоальбомами по Киеву, искали детей.

"Белое Братство", кстати, существуют до сих пор. Мария Цвигун уже вышла из мест не столь отдаленных и дальше проповедует, а ее последователи пытаются "узаконить" устав религиозной организации. В столичном управлении по делам религии деятельность "братьев" тщательно изучается, горький опыт подсказывает -- спешить с решением нельзя.

ТРИ МОНАХА -- УЖЕ МОНАСТЫРЬ

Согласно социологическим опросам, больше трети киевлян посещают храмы время от времени, десятая часть -- регулярно, а полностью посвятили себя служению Богу, отказавшись от мирской суеты, всего 646 человек. Именно столько монахов обитают в 17 монастырях столицы. Больше всего в Украинской православной церкви (8 монастырей, в которых 577 монахов), а вот в греко-католическом монастыре лишь три инока.

Священнослужителей в столице 753 (в грубом пересчете -- один на 3,5 тысячи киевлян). В некоторых конфессиях их больше сотни, а в русской православной старообрядческой церкви, например, всего один. Заметим, что в городе на Днепре трудятся 103 миссионера-иностранца -- в основном это пасторы протестантских церквей. А готовят священнослужителей в 26 духовных учебных заведениях города, где сегодня обучается 2154 студента-стационарника и на полтысячи больше заочников.

А вы помните бабу Палажку, героиню "Кайдашевої сім"ї", водившую паломников по киевским храмам? Она знала их, как свои пять пальцев. Сегодня бабушка быстро измучилась бы, потому что в Киеве 79 (!) культовых сооружений. Больше всего "на балансе" православных -- 34 храма, а вот 303 религиозным организациям пока приходится ютиться в арендованных помещениях.

В ближайшие год-два в городе вряд ли появится буддистский храм, хотя 2000 год и обещает быть урожайным. В марте откроется отреставрированная еврейская синагога (которой в этом году исполнится 100 лет). В День Киева -- обновленный Михайловский собор. К Пасхе -- греко-католическая церковь на Львовской площади. Уже к концу года и у мусульман появится своя мечеть на улице Щекавичной. Не за горами открытие Успенского собора в Киево-Печерской Лавре. Вообще же за последние восемь лет в столице построено 12 культовых сооружений, еще 20 пребывают в разных стадиях строительства.

Киевляне приветствуют строительство новых храмов, хотя многие и не нуждаются в совместном совершении религиозных обрядов. По данным опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований и центром "Социальный мониторинг" верующими считают себя 62% женщин и 46% мужчин. Но важно не количество верующих, храмов, священников и монастырей, а то, что сегодня каждый из нас вправе сам выбрать способ общения с Богом.