1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№541 02.03.2000

"ФАНЕРА" В ЗАКОНЕ. ПОКА...

Издавна люди подделывают золото, документы, деньги, картины, рукописи, вина, мысли и чувства. В последнее время появилась новая отвратительная подделка: люди научились подделывать... живой звук. "Если ты называешься певцом, то ты должен петь, а не открывать рот под фонограмму. Недопустимо, чтобы с эстрады потоком лился сфабрикованный обман. Но именно это у нас и происходит", -- делилась в интервью газете "Сегодня" народная артистка Украины Надежда Шестак.

-- Если я не ошибаюсь, в России Иосиф Кобзон через закон, защищающий права потребителя, добился-таки запрета на использование на концертах фонограммы с заранее записанным голосом?

photo
-- Ну, не только он один -- его поддерживали многие российские певцы. Теперь организаторы концерта вынуждены сообщать публике, используется ли певцом фонограмма. Поэтому "фанерщики" (а среди московской братии их тоже предостаточно) едут к нам, успешно собирая "за халтуру" немалые деньги.

-- Ну, если наш рынок свободен, и украинской эстраде нечего предложить слушателю...

-- А вы не задумывались -- почему нам нечего предложить? Владимир Данилец и Владимир Моисеенко в программе "Проснись и пой" показали, как готовят "звезду". За что им большое спасибо. Так вот, эта кухня достаточно проста: продюсер с исполнителем готовят три песни (это в лучшем случае), и на этом материале с помощью радио и ТВ имя делается популярным.

Когда вижу подобных новоиспеченных "зірок", невольно возникают ассоциации с пустым сосудом: эдакая безвредная форма, где ничего, кроме знаний продюсера и умения звукорежиссера, нет. Есть голос или нет у "звезды" -- неважно. Знает или не знает певец нотную грамоту -- неважно. Закончил специальное учебное заведение или нет -- никого не смущает. Главное, привести перед концертом свою внешность в порядок, а такие мелочи, как распеваться перед выступлением... Да кому это надо?! Таких "зірок" для разнообразия можно запускать без перебоев пачками. И вот эта серость сегодня плодится и размножается на нашей эстраде, покрывая все живое...

-- Надежда, но если эта категория певцов кому-то нравится, значит она имеет право на существование?

-- Что имеет право на существование певец, который на концерте только открывает рот? Это все равно, если бы вам, то есть публике, подобно ребенку в рождественский вечер предложили вместо подарка оберточную бумагу...

Вспомнила фразу одного кинорежиссера: "Если бы я не был киношником, я бы выбрал профессию композитора или певца". Легко и просто! Но в том то и дело, что есть профессии, которые выбираются людьми, а есть профессии, которые выбирают людей. Поэзия выбрала Пушкина, а пение -- Шаляпина. Кстати, говорят, у сына Шаляпина, Бориса Федоровича, был бас немногим разве похуже, нежели у отца. Но он никогда не пел и не пытался петь. Это была его линия поведения, его этика... А у нас достойные, недостойные -- все на эстраду: работа -- не пыльная, публика -- потерпит...

-- Но у нас же существуют такие фестивали, как "Песенный вернисаж", к примеру, где компетентное жюри оценивает, достоин ли тот или иной молодой исполнитель являть свое творчество народу? Вот недавно я смотрела передачу, в которой режиссер Центра украинских фестивалей Дмитрий Мухарский говорил, какие у нас певцы красивые, молодые, талантливые...

-- Да на здоровье... Но только эти красивые и молодые, прежде чем попасть в "Песенный вернисаж", должны были бы пройти профессиональные отборы. Вот тогда этот "Вернисаж" был бы достоин каких-то громких возгласов, а не того, что о нем сегодня говорится, пишется и что мы все знаем. Что касается "Вернисажа", то, мне кажется, да не кажется -- я уверена, что потеряна сама концепция этого фестиваля. Скажите мне, а на каком основании (мне хотелось бы просто устав этот почитать!) "Вернисаж" "открывает" каких-то молодых исполнителей?! Да не их это задача -- открывать исполнителя. Их задача -- представить самые лучшие песни на суд очень компетентного жюри и суд зрителей. Кстати, первые "Вернисажи" и проводились по такому принципу. Поэтому неярких, невыразительных и абсолютно никому не нужных песен там не было. Молодых же исполнителей, лауреатов других конкурсов и фестивалей выбирали внимательно. Самых достойных! Поэтому и был раньше "Песенный вернисаж", я бы сказала, альтернативой московской "Песне года".

И это было поистине песенное шоу, в котором участвовали популярные артисты. Я помню, как мы волновались: готовили и представляли самые лучшие свои шлягеры, и, конечно же, переживали вместе с авторами -- станет ли песня лауреатом. Я уже не говорю о том, что все "Вернисажи" звучали живьем!

И вот к этой "когорте" уже известных и любимых народом артистов примыкали ( и, действительно, становились открытием) молодые таланты. Но только не "пачками" и не такой "неликвид", который неизвестно за какие-такие заслуги и критерии выпускается на подмостки не простой сцены, а самого концертного зала "Украина". (Хотя, эти "заслуги" известны: заплатил и участвуй...) Но неужели во всем должен действовать принцип: "Все продается, все покупается"? Вот только билеты на эти концерты продать невозможно... Ведь не секрет, что сегодня практически никто не работает "на кассу", поскольку уровень большинства артистов крайне слабый.

-- Но ведь у нас столько заслуженных певцов, есть и звания, и лауреатство, и конкурсы какие-то... Это вроде ситуации, как если бы в моей статье было все, что должно в ней быть: герои, рассуждения, композиция, отступления и т.д. и т.п. То есть, была бы она собрана, как какой-то агрегат, ну, скажем, как телевизор. Но вот только этот телевизор не был бы включен в сеть. А значит, сколько ни крути и не нажимай на кнопки -- ни света, ни шороха, никакой жизни и радости. Как на нашей эстраде...

-- Почему в спорте существуют высшая и низшая лиги? Потому что нужно пройти массу этапов, чтобы подняться на ступеньку выше. Причем, зрителю дана возможность видеть все этапы этой борьбы, а не только показательные выступления. Так должно быть и на эстраде. А иначе, о какой "жизни и радости" на концерте может идти речь, когда вместо живого голоса звучит вычищенная фонограмма?!

-- А на российской эстраде другая ситуация?

-- Другая. Там есть серьезные профессионалы, которые очень внимательно отбирают молодых: талантливый -- допускают в свой круг. Во всяком случае "Песня года", по которой можно анализировать все то, что делается в Москве, придерживается такого правила. Есть настоящие мэтры, к которым обязательно примыкает какой-то молодой, но очень яркий певец. И есть должное уважение к этим мэтрам. Я, например, просто удивляюсь коллегам, к которым поворачиваются спиной, не вносят их в афиши, но которые с готовностью потом участвуют в этих акциях -- достаточно пальцем поманить. И это я говорю об известных артистах, на которых, собственно, и идет народ...

Поэтому пение "живьем", за которое я так страстно ратую, станет своеобразной планкой: достойные справятся с жесточайшим отбором, а все непрофессиональное отойдет в сторону. Если сообща (а меня поддерживают в этом очень многие певцы) нам удасться через ВР, законодательным путем, добиться запрета на использование в концертах фонограммы с заранее записанным голосом, тогда, уверена, и зритель будет воспринимать нашу эстраду иначе.