1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№543 04.03.2000

ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА, СПАСАТЕЛИ ИЗ МИНЧС ТОЖЕ,

Генерал Дурдинец никогда не подсчитывал, сколько раз ему приходилось руководить спасательными работами, устраняя последствия рукотворных и нерукотворных бед. Сорвавшийся с горы днепродзержинский трамвай, авария на харьковских очистительных сооружениях, паводки в Закарпатье и оползни в Черновцах -- все это министр испытал лично... Вот и теперь, давая интервью "Сегодня", Василий Васильевич выглядел немного усталым: накануне в Киеве взорвалась школа, погибли люди, а значит позади была еще одна бессонная ночь...

-- Говорят, что министр по чрезвычайным ситуациям подобен часовому мастеру: он должен так организовать и оснастить систему спасения, чтобы она действовала как часовой механизм -- вовремя и безошибочно. Вам же, по-моему, приходится быть еще и "командиром спасательного отряда". И довольно часто...

photo
-- Все дело в том, что двух одинаковых катастроф не бывает: в каждом случае нужно в считанные секунды принимать неординарные решения. Для этого министр круглосуточно находится на связи (старший оперативный дежурный звонит мне в любое время дня и ночи), ежедневно дежурят заместители министра, члены коллегии МинЧС, начальники управлений. Безусловно, люди, которые работают в нашей системе, знают свое дело и действуют самостоятельно. Но без четкой организации и единого руководства спасательные работы провести невозможно. Меня этому научила жизнь.

-- И Чернобыль?

-- Когда произошел взрыв на ЧАЭС, министр внутренних дел Иван Дмитриевич Гладуш был в командировке, и дежурный в полвторого ночи позвонил мне (первому заму): "Что делать?". Ведь подобных ситуаций раньше не было. Я распорядился немедленно поднять по тревоге пожарных и милицию, собрать членов коллегии МВД, а опергруппу во главе с ныне покойным генералом Бердовым -- в машины и в зону. Так началась та самая "ликвидация": почти месяц мы с коллегами не возвращались домой -- спали в кабинете, по дороге из Припяти.

Все это я говорю к тому, что, когда случается серьезное происшествие, кроме спасательных работ проводится целый ряд мероприятий. Подключаются министр и глава местной администрации, а также незамедлительно оповещаются Президент и правительство. Так было, когда оползень разрушил в Костинцах (Черновицкая область) 139 домов. А это было воскресенье...

-- Где вас застало сообщение об оползне?

-- Мы с женой и внучкой были на кладбище (19 апреля -- поминальный день). Семью пришлось отправить домой, самому ехать в министерство. Потом в Костинцы: решать на месте проблемы, в том числе и материальной помощи пострадавшим. Всего я был там четыре раза, дважды место бедствия посещал Леонид Данилович.

-- Достаточно ли, по вашему мнению, защищены люди, у которых беда отбирает все нажитое?

-- Конечно, нет. Но выход тут один -- страхование. Например, в Закарпатье (где стихия разрушила 2984 дома, а 12239 пришлось отселить) на восстановительные работы уже потрачено 200 млн. грн., а ущерб составил 500 млн. грн. Все -- за счет государства. В то же время, в 1997 году мы помогали Польше, и там пострадавшим от паводка компенсации выплачивали страховые компании: помощь государства была минимальной.

-- Возможно, проблема в том, что у наших людей нет денег на страховку и они не доверяют фирмам?

-- И в этом тоже, но карман государства не бездонный -- нужно усовершенствовать законодательство (наше министерство, совместно с другими, занимается этим) и развивать рынок страховых услуг.

-- Иногда беду можно предотвратить, вовремя проинформировав население (как в ситуации с цианидом). А может ли простой человек позвонить в МинЧС и спросить, почему у него люстра качается: уж не землетрясение ли?

-- Информированность людей -- это проблема №1. Недавно я столкнулся с халатностью, которая меня глубоко возмутила: в водовод, ведущий на Дрогобыч Стебник и Трускавец попало дизтопливо (злоумышленники с помощью крана выкачивали горючее из нефтепровода "Дрогобыч--Калуш" и разлили 60 тонн). На местах замешкались и вовремя не сообщили населению, что воду пить нельзя. Я узнал об этом, когда ездил во Львов -- пришлось кое-кому всыпать по первое число. Думаю, подобное не повторится: сейчас мы отлаживаем такую систему информирования, чтобы каждый человек мог вовремя узнать об опасности и уберечься от нее.

Что же касается обратной связи, то во всех областных центрах действует "телефон быстрого реагирования" -- 077. Позвонив по этому номеру, можно получить не только консультацию, но и помощь. Со временем мы постараемся сделать 077 доступным большинству населенных пунктов: пока все упирается в нехватку финансов.

-- Василий Васильевич, люди, которые оказываются в затопленных домах или под завалами, верят, что их спасут. Для этого нужна специальная техника и экипировка. Где вы берете на это деньги? Минфин дает?

-- Минфин скупо дает, и создается впечатление, что мы понимаем их проблемы больше, чем они наши. Знаете, как говорят -- скупой платит дважды. Но есть и другая пословица: голь на выдумки хитра. Экипировку шьем сами -- в полтавском отряде есть швейный цех: дешево и качественно. Там же ребята под руководством Леона Калины смастерили модули на 150 человек, есть свое общежитие, бытовки, кухня, электро- и водоснабжение. Погрузились на машины -- и к месту катастрофы. У нас вообще все держится на изобретательности и профессионализме людей: директорат НАТО по вопросам гражданской обороны признал украинских спасателей одними из лучших в Европе. В Польше, Венгрии, Греции и Турции на них смотрели как на чудо.

-- Какая средняя зарплата у спасателя?

-- Когда я пришел в министерство была совсем низкая. Теперь -- 350 -- 400 грн., плюс надбавки за особые условия труда. Но не в этом суть: как бы нашим ребятам трудно ни было, мы все равно приходим на помощь. Всегда.