Выпуск газеты Сегодня №№544 07.03.2000
"ИДУ ЗА ВАС НЕ ЗА МЕРСЕДЕСЫ, А ПО ЛЮБОВИ"
С автором скульптуры Владимиром Щуром мы направлялись к Андреевской церкви для фотосъемки уже известной киевлянам парковой скульптуры.
-- Прежде, чем приступить к эскизу, я купил фильм на видеокассете, -- вспоминает Владимир. -- Множество раз ее просматривал, делал с экрана наброски, неоднократно перечитал пьесу и только тогда "вооружился" пластилином. По моему замыслу, скульптурная группа должна была получиться комичной: Проня -- украшенной множеством колец и браслетов, со смешной шляпой, подчеркивающими "пансионный" вкус. Голохвастов смотрит "налево" (видимо, на другую женщину).
Долгое время скульптор не мог подобрать костюмы и аксессуары для большей достоверности в одежде персонажей. Обратился на киностудию им. Довженко, но нужного реквизита со съемок фильма там не оказалось. Пришлось воспользоваться тем, что предложили, и... дофантазировать. Не обошлось и без казусов.
-- Если Голохвастова я сделал легко и быстро, то с Проней Прокоповной намучился. Проложив глину на каркас, я начал "затягивать" ее в корсет, на пышные бедра "набросил" юбку из глины, а на следующий день, войдя в мастерскую, был ошарашен -- от Прони Прокоповны практически ничего не осталось, юбка и корсет лежали бесформенной кучей на полу. Пришлось заново все переделывать. Работая над портретом Прони, все думал, как бы мне пригодилась помощь Кринициной.
Первая встреча с Маргаритой Васильевной состоялась на открытии памятника.
-- Когда снимали покрывало со скульптурной композиции, я внимательно наблюдал за актрисой -- до этого она не видела своего бронзового двойника. Она подошла к памятнику, украдкой осмотрела, остановилась у фигуры Олега Борисова (Голохвастова) и сказала: "Свирид Петрович! Это вы!" Затем , повернувшись к собравшимся, обратилась на своем Проневском суржике: "Дорогие! Мерси за коплиман, тобто за цей памятник. Сегодня я чувствую себя героем дня, а точнише дважды героем, бо ранише на родине героя ставили тильки бюст, а мени поставили цилый памятник разом с бюстом, а зараз хочется, щоб уси вы сняли чепчики и вклонылыся памяти великого украинского драматурга Михаила Старицкого, великому нашому актору Олегу Борисову и моему любимому кинорежиссеру фильма "За двома зайцями" Виктору Иванову. В цей день я хочу побажаты вам, мои ридни, того, до чого я, Проня Прокоповна, стремилась усе свое життя -- счастья и любови. Поэтому у меня есть предложение -- нехай уси киевские молодожены в день бракосочетания приходят сюды до мого изваяния. И жених громко скаже невесте и усим присутним: "Хай мене болячка скрутит, якщо брешу", а потом хай молодая скаже: "Иду я за вас не за ваши магазины и мерседесы, а по любови".
Когда мы подошли к памятнику, Владимир неожиданно начал что-то показывать жестами. Потом сказал: "Там... Криницина". Она не сразу узнала Володю в его "серьезной" шляпе. Разговорились, как старые знакомые. Владимир рассказывал о скульптурных изломинках -- деталях, которых не видно при беглом осмотре фигур: под цилиндром Голохвастова лежит записка с надписью "Банкрот". Ножницы и бритва за спиной героя подчеркивают, что он тщательно скрывает от Прони свое происхождение из семьи цирюльника. Помните фразу из фильма: "Когда я трухану Сирка (отца Прони), тогда повыбрасываю в Днепр и ножницы, и бритвы". А еще браслет на запястье Прони, на котором мелким прописным шрифтом написано "Проні. Свирид". Маргарита Васильевна рассмеялась:
-- Такого в фильме не было, но это забавно!