1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№545 10.03.2000

ПАСКАЛЬ ФИЕСКИ: "ФРАНЦУЗСКИЕ ИНВЕСТОРЫ ОПАСАЮТСЯ УКРАИНСКОЙ БЮРОКРАТИИ"

Сегодня в гостях у наших читателей -- Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Украине Паскаль Фиески.

-- Господин Посол, Франция весьма остро отреагировала на участие в коалиционном правительстве Австрии крайне правых во главе с Йоргом Хайдером. Но ведь и в вашей стране есть сторонники националистически настроенных политиков.

-- Есть. Но крайне правые во Франции на последних парламентских выборах потерпели поражение. Нельзя сказать, что они имеют большое влияние на французскую политическую жизнь. Тем более, что Национальный фронт Ля Пена никогда не ассоциировался с властью. Реакция Евросоюза на австрийские события отрицательная, потому что Австрия является его членом, а в понятие союза вкладывается не только экономическая, но и политическая общность.

-- Почему сегодняшние экономические отношения между Францией и Украиной еще нельзя назвать очень активными?

-- Франция -- крупный инвестор. Последняя доступная статистика свидетельствует, что в 1998 году мы инвестировали за рубеж 37 млрд. долларов США. В нашу же страну пришли инвестиции на сумму 25 млрд. Таким образом есть сальдо в 12 млрд. в пользу инвестиций за рубеж. В минувшем году активность французских инвесторов еще больше возросла. Среди наиболее привлекательных для них секторов можно назвать химическую промышленность, энергетику, водное хозяйство и консалтинговые услуги предприятиям. Доля Европейского союза в общем объеме французских зарубежных инвестиций сокращается в пользу стран Восточной Европы. Это движение приближает Украину к Франции. Украинский рынок привлекает французских инвесторов прежде всего своими размерами, потенциалом, качеством рабочей силы и достаточной инфраструктурой, нуждающейся в модернизации. Отрицательным моментом являются, конечно, нестабильное законодательство, высокий уровень вмешательства бюрократии и неопределенность политической жизни Украины. Французские предприниматели не ищут для себя каких-то особых преимуществ. Они хотят прийти на рынок в рамках определенной четкой и прозрачной процедуры. То есть в рамках законного тендера. Они преимущественно избегают каких-то двухсторонних соглашений. Их желание -- работать в нормальном климате в условиях равенства шансов, без необоснованных постоянных изменений в налоговой сфере или увеличения количества всякого рода проверок.

-- В Украине проводится сейчас административная реформа. Как во Франции решают проблемы, связанные с оптимизацией численности и эффективности государственного аппарата?

-- Во Франции админреформа -- длительный процесс. Вот уже 25 лет у нас есть министр государственной службы и административной реформы. Он занимается не только админреформой, а еще и руководит корпусом чиновников. Административная реформа во Франции, по сути, не прекращается. Наилучшие инструменты борьбы с бюрократизмом -- это доклады Народной ассамблеи, Сената и Счетной палаты. В этом году они были довольно суровые. Изучалась работа всех министерств. Сокращен штат некоторых из них, в частности и Министерства иностранных дел. За пять лет из 9 тысяч чиновников МИДа 500 были сокращены. Это много. И это чувствительно. Сейчас существует тенденция сокращать количество молодых, которых принимают на службу, и раньше отправлять госслужащих на пенсию.

-- С какой интенсивностью во Франции меняется законодательство?

-- Все зависит от правительства. Когда Миттеран был избран президентом, появилась целая серия новых законов -- после двух лет трудностей в экономике стране нужны были новые законы. Специалисты считают, что чем дольше живет закон, тем эффективней он работает. В то же время они отмечают, что через несколько лет положительные стороны многих законов исчерпываются. Нормальная жизнь налогового закона во Франции -- пять лет.

-- Президент Франции имеет право в любое время распускать парламент. Какие механизмы препятствуют гипотетической возможности злоупотреблять властью?

-- Это не совсем так. Президент не может распускать парламент дважды в течение одного года. Он не может распускать его за год до выборов. Мы имеем исторический опыт, который вряд ли можно применить к Украине. В 1879 году маршал Макман распустил Национальное собрание и все закончилось провалом для него. С тех пор роспуск Национального собрания стал своеобразным табу. К этому не прибегали до 1968 года. Распуская парламент, президент должен предварительно провести консультации с премьер-министром, министром финансов и председателем Национального собрания. То есть это не должно быть неожиданностью. Глава державы руководствуется при принятии такого решения реальностью политической жизни. Как следствие -- в истории Франции было мало роспусков парламента. Скажем, в 1981 году лидер Социалистической партии Франсуа Миттеран, избранный президентом, принял решение о роспуске Национального собрания для того, чтобы увеличить в нем представительство социалистов. Президент Жак Ширак в 1995 году парламент распускать не стал. Но решился на этот шаг в 1997 году. И он оказался для него не очень успешным -- в Национальное собрание было избрано социалистическое большинство. И сегодня "правому" президенту приходится сотрудничать с "левым" премьер-министром.