Выпуск газеты Сегодня №№545 10.03.2000
ЕСЛИ НЕ МОЖЕТЕ ДАТЬ ДЕНЕГ -- НЕ ОТБИРАЙТЕ ХОТЯ БЫ СВОБОДУ!
Сначала несмело, а потом все увереннее заговорили о необходимости возрождения ученического самоуправления. Стараниями людей, входящих в Ассоциацию, нынешним летом в Закарпатье откроется школа лидеров, призванная помочь инициативным школьникам раскрыть свои способности. А во Львове старшеклассники даже имели честь выбрать себе классного руководителя. Впрочем, несмотря на то, что идея старшеклассников была поддержана в Управлении образования Львова, сами ребята от нее отказались. Поразмыслив, они решили, что из-за чьего-то субъективизма могут пострадать опытные и грамотные педагоги. Глава комиссии по делам защиты прав личности детского парламента, одиннадцатиклассница Настя Маклович убеждена в том, что многие учителя вполне демократичны, а ученического контроля опасаются лишь единицы.
"Мы уделяем большое внимание ученическому самоуправлению, -- рассказывает начальник Львовского управления образования Павел Хобзей. -- Просто на определенном этапе мы поняли, что продолжать топтаться на месте больше не сможем. Во-первых, нас очень волновала проблема, связанная со здоровьем ребятишек. Только среди первоклашек -- до 10% тех, у кого те или иные отклонения в состоянии здоровья. Общая же численность нездоровых детей достигает 70%".
ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ -- НА МЫЛО!
В последние годы качеством образования разочарованы как взрослые, так и дети. Вот какими сведениями поделились специалисты кафедры социологии Львовского университета имени Ивана Франко: "На вопрос, насколько необходимы изменения в образовании, 740 львовских семей ответили так: 44% -- изменения должны коснуться всех звеньев "образовательной цепочки", за изменения на некоторых участках и частичные реформы высказались соответственно 27 и 22% опрошенных. Не нужна реформа всего лишь двум процентам львовян. Очевидно, они давно уже живут по европейским меркам".
Все же остальные -- "увы и ах". Особенно обеспокоены те родители, которые активно следят за процессами реформирования образования. Им адресовался такой вопрос: "Что вас наиболее волнует в организации учебной деятельности вашего ребенка?" Так вот, результаты просто удручающие: 52% родителей обеспокоены качеством учебников. По мнению опрошенных, они слишком трудны для детского восприятия, 42% опрошенных львовских родителей обеспокоены низким уровнем компьютеризации, а 23% называют недостаточное внимание к изучению иностранных языков.
В планах львовян -- создание независимого центра тестирования, а также образовательного совета при городском голове. Нет, наверное, не зря львовяне оказались в пионерах реформ. Ну что, скажите на милость, делать, если уже который год урезается бюджетное финансирование? Стенать и плакать? Не лучше ли воспользоваться опытом своих ближайших соседей-поляков?
Павел Хобзей, главный "освітянин" Львова, часто цитирует польских деятелей. Сначала даже обидно стало, да и привычнее как-то "выдержки" из наших, отечественных реформистов. Бывший вице-премьер по вопросам образования Польши Анжджей Яновский говорил: "Если не можете помочь деньгами -- не мешайте, по крайней мере, работать". Разумно? Еще бы!
Итак, Львову есть что сказать своим соседям не только в Украине, но и во многих постсоциалистических странах. Не так давно на сессии Львовского горсовета были приняты основные положения развития образовательной политики. Так что есть надежда, что слова еще одного поляка -- бывшего куратора образования Варшавы Мечислава Пашинского -- никогда не сбудутся: "Впереди бежит локомотив, свистит и выпускает много пара. А где-то далеко в хвосте остаются вагоны".