1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№545 10.03.2000

"НАШИ МАРКЕТИНГОВЫЕ ХОДЫ ПРОДИКТОВАНЫ ПОТРЕБНОСТЯМИ МЕСТНОГО РЫНКА"

К президенту "Киевстар GSM" я шел с расчетом поговорить целиком о земных вещах -- расширении зон покрытия, тарифной политике, новых услугах. Но получилось так, что разговор наш то и дело поворачивал в сторону глобальных проблем отрасли...

-- Игорь Владимирович! Благодаря усилиям компании "Киевстар" услуги мобильной связи реально стали доступными для потребителя только два года назад. Положа руку на сердце -- не жалеете, что не застали благословенные времена, когда можно было брать с новых абонентов за подключение по 600 долларов, а за сотовый телефон -- до двух тысяч?

-- Если честно -- жалею, жалко упущенного и потраченного времени. Ведь мы занимаемся становлением компании еще с 1994 года. И первые пару лет мы мучительно боролись с Минсвязи за получение равноправных условий с операторами, на тот момент монопольно работавшими на рынке телекоммуникаций. К 96-му, когда мы стали одним из победителей тендера на использование частот, монополизм на рынке мобильной связи формально был сломан. Но к этому времени, не в последнюю очередь из-за длительного отсутствия конкуренции, Украина была покрыта сетью мобильной связи в стандарте NMT. И пусть этот стандарт на сегодня безнадежно устарел, всем новым операторам, использующим прогрессивные цифровые и более скоростные технологии GSM, постоянно приходится доказывать свое право на существование. Вообще же есть ряд общих причин, по которым достаточно сложно работать. Это самые дорогие радиочастоты. Никто в мире столько не платит за их получение и использование, как наши операторы. Мы заплатили больше $20 млн. только за частоты, полученные в 96-м. Примерно столько же отдадим в этом и следующем году. Как вы понимаете, эти деньги -- привлеченные кредиты, которые просто так тоже не достаются, рано или поздно деньги нужно возвращать.

Каждый оператор имеет свой бизнес-план -- на год, два, десять лет вперед. В нем учтены все затраты, но эти планы крайне зыбкие из-за того, что законодательная база в области связи полностью устарела, ее нужно в корне менять. Чем скорее это произойдет, тем быстрее расправят плечи операторы. Больше абонентов -- больше отчислений в бюджет. Безусловно, количество абонентов мобильной связи в стране прежде всего зависит от общего уровня жизни населения. Чем выше темпы развития экономики, чем выше благосостояние каждого потенциального абонента, тем больше реальных клиентов у операторов. Но это не единственное условие. Сегодня в Украине оператор, который только начинает становиться на ноги, тут же обкладывается налогом -- тогда как именно в это время эти деньги нужны на развитие и покрытие всей территории, внедрению новых услуг, на привлечение новых абонентов. С другой стороны, поведение самих законодателей непрогнозируемо и непредсказуемо, операторы ни от чего не застрахованы. К примеру, в прошлом году собирались ввести 10-процентный налог на мобильную связь. Одумались... Зато ввели 6-процентный налог в пенсионный фонд -- это огромные ежедневные отчисления. Мы-то, в ущерб прибыли, приняли их на себя, т. е. выплачиваем за счет собственных средств, тогда как другие операторы не решились или не захотели, и их абоненты платят больше. В целом все эти неожиданно возникающие дополнительные поборы способны повлечь катастрофу: операторы разорятся либо сразу, либо вымрут постепенно, утратив доверие инвесторов. Так что очень бы хотелось, чтобы при составлении законопроектов, касающихся деятельности операторов, обязательно учитывалось их мнение, их опыт, международную практику.

-- Вся постсоциалистическая Европа переживает настоящий бум в области мобильной связи: количество пользователей растет лавинообразно. Нечто подобное происходит и в Украине, подстегивая жесткую конкуренцию между пятью существующими сотовыми операторами. А как поживает декларированная вами ориентация на потребителя со средним достатком? Вот ваш конкурент, например, обеспечил связь в метро...

-- Мы действительно ориентируемся на абонента со средним достатком, но предложить связь на двух станциях метро не является нашей самоцелью сегодня. Приходилось ли вам говорить по мобильному телефону в трамвае? Наверняка было неловко. Я думаю, пока что не так много найдется пользователей, для которых связь под землей важна принципиально. Это не самая большая проблема на сегодняшний день -- остаться на 10--15 минут в переполненном вагоне без связи. Тем более что в настоящее время она предлагается всего на двух станциях. Если уж заниматься этим всерьез, то связь надо делать и на всех станциях, и в тоннелях. Но сегодняшние планы компании -- инвестиции в расширение зоны покрытия. Пусть это будет еще один областной центр, появление сотовой связи в котором будет интересно и местным жителям, и тем, кто сможет сюда звонить своим родственникам или партнерам. На данный момент для "Киевстар" наиболее актуальны новые города, новые виды услуг (которые на рынке никто еще не может предложить) и новые абоненты -- к концу года мы планируем достичь отметки в 120 тысяч пользователей, обеспечив качественную связь по доступной цене в основных областных центрах страны. Что касается политики демократизации мобильной связи, то самый свежий на сегодня пример -- введение посекундной тарификации для пользователей услуги предоплаченного сервиса "Ace&Base". Подчеркну, что ведущие западные компании далеко не все и не всегда идут на установление посекундной тарификации (при которой абоненты, экономя деньги на переговорах, лишают операторов части прибылей). Но мы пошли на это. И я не уверен, что кто-то решится повторить подобное. Да, некоторые тоже предложили посекундный подсчет -- но либо в каком-то одном пакете, либо начиная с 61-й секунды, тогда как мы начинаем посекундный отсчет с 31-й.

-- Не опасаетесь массового оттока контрактных абонентов в предоплаченный сервис, тем более что в обоих пакетах осталась без изменений стоимость времени переговоров? Если отток произойдет, ваши прибыли станут менее прогнозируемыми и стабильными: одно дело -- регулярно снимать с клиента абонплату, другое -- ждать, пока купят и активируют карточки.

-- Во всем мире предоплаченный сервис более популярен, чем контрактная форма расчетов. Но если говорить о нашей ситуации, то я не думаю, что произойдет отток "контрактников". Да, есть люди, ведущие "ночной" образ жизни, есть разовые абоненты (иностранцы), есть студенты, пользователи с нестабильными доходами -- всем им, конечно, больше подойдет "Ace&Base". В то же время у "Киевстар" -- множество корпоративных клиентов и абонентов-бизнесменов, образ жизни которых органичней увязывается именно с контрактной формой. Наши тарифы настолько сбалансированы во всех пакетах, включая предоплаченный сервис "ACE&BASE", что все останутся довольны и оттока клиентов не будет.

-- Когда ваша "посекундка" только-только вводилась, среди пользователей было много недовольных тем, что были несколько "урезаны" бесплатные первые 10 секунд разговора. Дескать, теперь придется платить за связь дороже.

-- Я в таких случаях говорю, что у богатых свои привычки. В том, что посекундная тарификация позволяет экономить до 50% прежних затрат на связь, уже убедились все, кто получил счета за декабрь, январь и февраль. Ну а если (смеется) кто-то из абонентов захочет отказаться от посекундной тарификации, вернуться к поминутной и платить больше -- мы с удовольствием поможем. Пока что, правда, прецедентов не было.

-- В заключение не могу не спросить: есть явная закономерность, когда ваш "близнец" по стандарту GSM-900, российская компания "Билайн", вводит сперва предоплаченный сервис, затем -- посекундную тарификацию, -- а спустя некоторое время то же самое проделывает "Киевстар". Возможно, это просто совпадения. И все же: возможны ли времена, когда украинские сотовые операторы дорастут до того уровня, чтобы самостоятельно задавать моду в инновационных решениях?

-- Я не отрицаю, что мы изучаем и принимаем к сведению чужой опыт. Если говорить в целом, то общие мировые тенденции заставляют нас -- хотим мы того или нет -- постоянно идти вперед. Наши абоненты, выезжая за границу, знакомятся там с принципиально новыми услугами: можно по "мобилке" заказать билет на самолет, поучаствовать в электронных торгах на бирже... Затем человек возвращается обратно и спрашивает у своего оператора -- а как скоро такая услуга будет доступна у нас? Таких людей достаточно много, и зачастую именно они порождают спрос на новые услуги. В то же время мы не пытаемся за кем-то успеть или же кого-то обогнать. Наши очередные маркетинговые ходы диктуются прежде всего потребностями местного рынка. Да, мы можем быть первыми -- но зачем? На сегодняшний день мы технически в состоянии предложить ряд необычных новых услуг и постоянно предлагаем их -- ведь "Киевстар Дж.Эс.Эм" -- самый передовой оператор на отечественном рынке мобильной связи в области коммуникационных технологий. Так, например, мы готовы предоставлять клиентам скоростную передачу данных с использованием интернета. Но мы понимаем, что это будет востребовано единицами. То есть результат не сообразен ни с затратами, ни с конечной пользой. А если конкретно о "Билайне" -- да, молодцы. Но у них посекундный отсчет начинается после первой минуты разговора. У нас же, повторюсь, с 31-й секунды. То есть здесь мы их таки обогнали.