1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№547 14.03.2000

"СЫН СОЛОВЬЯ" И ДЕДУШКА СОВЕТСКОГО ТВИСТА СМЕШАЛ РОК-Н-РОЛЛ С РАХАТ-ЛУКУМОМ

С настоящим восточным шиком и размахом отметил 55-летний юбилей певец и композитор, народный артист Азербайджана Полад Бюль-Бюль Оглы. Сын знаменитого в прошлом азербайджанского певца Бюль-Бюля в конце 60-х влюбился в музыку "Битлз" и "Роллинг Стоунз" и стал писать песни в стиле буги-вуги, твист и рок-н-ролл. При этом восточный колорит композитора и исполнителя придавали его песням новое интересное звучание -- что-то вроде смеси рок-н-ролла с рахат-лукумом. Эти песни легко запоминались и пользовались огромной популярностью. Сладкоголосый восточный юноша Полад, чье имя означало "сын соловья", доводил до нежной истомы девиц на всем постсоветском пространстве. Особенно вот этой песней:
"Ты мне вчера ска-за-ала,
Что позвонишь сего-одня-а,
Но, не назвав мне ча-аса,
Сказала только: "Жди-ии"...

"ЛЮБАЯ КУЛЬТУРА В ИЗОЛЯЦИИ В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ ПОГИБНЕТ, В ЛУЧШЕМ ОБЕДНЕЕТ"

-- На дорожке перед входом в концертный зал "Россия", где вы выступили с большим юбилейным концертом, среди звезд именитых деятелей культуры появилась еще одна. По-моему, вы -- первый иностранец, удостоившийся такой чести. Что значит это событие лично для вас?

-- Очень многое. Мне кажется, что все это выходит за рамки творчества одного человека и свидетельствует о том, что в России в последнее время стали как-то внимательнее относиться к культуре бывших советских республик. И это я расцениваю, как дань уважения к деятелям азербайджанской эстрады, всегда популярной в Советском Союзе. Были Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев, ансамбль "Гая"... Ну как-то так сложилось, не потому что кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то более популярный, кто-то менее, но, действительно, я -- первый азербайджанец, звезда которого заложена у "России". Причем, моя звезда -- 41-я. Когда я об этом узнал, то спросил: "А меня потом не расстреляют?" (Смеется.)

-- Как известно, у азербайджанской музыки огромные традиции. Были замечательные композиторы -- такие, как Кара Караев и другие. Ваш отец, великий Бюль-Бюль, был тесно связан с европейской культурой, при том что прекрасно знал и тюркскую. Сегодня вы являетесь генеральным директором организации "Тюрксой" Совета министров культуры тюркоязычных стран. Влияет ли она на развитие азербайджанской культуры? Определяют ли прежние традиции сегодняшнее развитие национальной культуры?

-- Я -- ученик Кара Караева, воспитанника Дмитрия Шостаковича и считаю себя его "внуком" в музыке. Естественно, советская школа накладывала очень сильный отпечаток на развитие культур национальных республик. Когда открылись "ворота" во внешний мир, с большим удивлением обнаружилось, что мы не то что не хуже других, а, в общем, даже лучше многих.

-- Бакинская консерватория, музыканты и артисты оперного театра достойны самых высоких похвал, но, к сожалению, многие из них уехали в другие страны, преподают и развивают чужие культуры...

-- Да. Азербайджан географически расположен так, что это одновременно и восток, и запад, это и Европа, и Азия, поэтому очень много различных влияний извне. Я, как деятель культуры и как министр, считаю, что это как раз неплохо, потому что любая культура в изоляции в худшем случае погибнет, а в лучшем обеднеет, а их взаимодействие как раз хороший путь развития. Мы вместе с Министерством культуры России очень много сделали для того, чтобы наши контакты не угасали: проводили дни культуры, обменивались художниками и режиссерами. Тем более есть реальный факт: все мы -- "выходцы" из одной страны, поэтому очень много точек соприкосновения.

-- Это видно даже в творчестве живописцев, таких, как, скажем, Таир Салахов.

-- Да, Таир Салахов, Михаил Абдуллаев и многие известные азербайджанские художники, которые работают в России. Боюсь показаться нескромным, но честно говоря, просто не ожидал, что Москва меня так примет. Больше всего я опасался, что вдруг не соберется зрителей для большого зала, плохо отзовется пресса. Отклики были очень хорошие, а в одной газете меня назвали "дедушкой советского твиста". Но я не обиделся. В 55 лет я мог бы вполне быть дедушкой. Было очень приятно само отношение москвичей -- полный зал, цветы, даже просто на улицах ко мне подходили какие-то люди. Или такой случай: мою машину остановил гаишник, а водитель говорит ему: "Я вот Полада Бюль-Бюль Оглы везу". -- "Да?! О! Это вы?! Я вас поздравляю!" Не скрою, по-человечески это очень приятно.

-- Полад, многие вас помнят по фильму "Не бойся, я с тобой". Это, пожалуй, был первый отечественный музыкальный вестерн. Вы ведь не только талантливо сыграли одну из главных ролей, но и написали к нему очень хорошую музыку.

-- Да. Этот замечательный фильм, который снял мой земляк Юлий Гусман, до сих пор пользуется большим успехом. Даже в Америке, хотя прошло уже 19 лет. Наверное, так и должно быть, ведь это очень добрая, светлая и музыкальная картина. К тому же в ней было много прекрасных актеров: Лев Дуров, Сергей Юрский, замечательный цирковой артист Мухтарбек Кантемиров.

"Я ВЫСТУПАЛ В ОДНИХ КОНЦЕРТАХ С НЕЗАБЫВАЕМЫМИ КЛАВДИЕЙ ШУЛЬЖЕНКО И МАРКОМ БЕРНЕСОМ"

-- 35 лет назад, когда вы только начинали петь, на эстраде выступали певцы старшего поколения. Вам было с кого брать пример?

-- Когда я пришел на эстраду, то выступал в одних концертах с незабываемыми Клавдией Шульженко и Марком Бернесом. Это были люди очень высокой культуры, человечные и доброжелательные, ко мне относились с большим вниманием. Помню, была такая телевизионная передача "Варшава-Москва, Москва-Варшава", и мы ездили в Варшаву вместе: Махмуд Эсамбаев, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Марк Бернес...

Однажды я пришел на репетицию в джинсах, и вдруг смотрю: Эсамбаев в белом костюме, Зыкина -- в концертном платье. Я быстро вышел, взял такси, поехал в гостиницу и переоделся в костюм. Этот урок запомнился на всю жизнь.

-- Собирают ли сегодня публику молодые азербайджанские певцы того же возраста, в каком вы завоевали славу?

-- Да, у нас недавно в национальном дворце "Республика" состоялся концерт Фаика Агаева, и был "битковый" аншлаг. Кстати, возвращаясь к тому, что к нам приезжают певцы российской эстрады, то их посещают так же, как и в России.

-- Есть ли сегодня у молодых исполнителей возможность поехать за рубеж, скажем, в Иран или в Турцию?

-- Возможность поехать и в Россию, и в Турцию есть. Дело в том, что раньше не было выражений "раскрутить", "вложить в певца деньги". Искали молодые таланты. Было много конкурсов, фестивалей, теле- и радиопередач. Надо сказать откровенно: мы никому не платили денег, ни перед кем, как говорится, не гнули шею. Нас находили, нас приглашали, предлагали записывать свои песни, для этого предоставляли студии, организовывали переписку нот. Конечно, современной молодежи гораздо труднее. Сегодня для экипировки группы необходимо хотя бы 300--350 тысяч долларов для оборудования студии звукозаписи -- 500--600 тысяч долларов. Ну откуда у молодых людей такие деньги?

"СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР И БАЛЕТНАЯ ТРУПА ПОЛУЧАЮТ САМЫЕ ВЫСОКИЕ ЗАРПЛАТЫ"

-- Как министр культуры Азербайджана, вы можете как-то помогать исполнителям?

-- К сожалению, больше морально. Спонсоры помогают материально. Ведь не секрет, что во многих европейских странах спонсорство поощряется государством, а у нас, к сожалению, еще нет таких законов. Более того, у нас иногда бывает так, что спонсор готов помочь с одним единственным условием -- чтобы не называли его фамилию, потому что на следующий день к ним придут из налоговой и скажут: "А! У тебя есть лишние деньги, если оказываешь спонсорскую помощь?! Ну, тогда посмотрим, где ты их заработал." Было время, когда новые фирмы и банки вкладывали деньги, чтобы где-то прозвучало имя их руководителей. Сейчас этот "процесс" затих немножко.

-- Все это касается эстрады, а что происходит, скажем, в оперном театре, в симфоническом оркестре?

-- Мы очень гордимся своим оперным театром. Кроме того, что это просто красивое здание само по себе, совсем недавно были премьеры постановок "Травиата" и "Кармен". В то же время мы не забываем классиков азербайджанской музыки. Совсем недавно возобновили постановку национального балета "Девичья башня" Афрасияба Бадалбейли.

-- Вы поддерживаете их экономически, чтобы люди не уезжали?

-- По предложению Министерства культуры Азербайджана президент подписал указ, и теперь симфонический оркестр и балетная труппа (а вскоре и хоровая капелла) находятся на "особом положении" и получают самые высокие зарплаты. Кроме того, президент откликнулся на нашу просьбу и организовал специальный фонд для артистов пожилого возраста, из которого выплачиваются пожизненные стипендии, а также фонд "Золотая книга" для одаренных детей.

-- Полад, что бы вы хотели пожелать самому себе?

-- Если честно, то хочу, чтобы мое 60-летие прошло с таким же успехом, как и нынешний юбилей.

-- И вам желаю того же. А также, чтобы всегда оставались таким же красивым и веселым, каким и должен быть настоящий артист и певец, любимец муз и народа.



ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"

С 1975 Полад Бюль-Бюль Оглы -- художественный руководитель эстрадного ансамбля Азербайджанской ССР, а с 1987 -- директор Азербайджанской филармонии. Он -- автор многих симфонических произведений, написал музыку к 20 кинофильмам. Как сказал сам Полад Бюль-Бюль Оглы, "петь надо, если не можешь не петь, ведь каждый должен ткать свой ковер". Полад Бюль-Бюль Оглы был женат на великолепной украинской певице Бэлле Руденко (ныне-- художественный руководитель Большого театра). Их сын Теймур учится в Московской консерватории, а также играет в оркестре.