1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№548 15.03.2000

МЕТАЛЛ ИЗ ВАГОНОВ ВОРУЮТ ПРИ ПОМОЩИ... "МОБИЛЬНИКОВ"

Воровство грузов на Приднепровской железной дороге стало настоящим бедствием. За последний год на второй в Украине и СНГ по протяженности "железке" зарегистрировано 338 случаев обворовывания грузовых составов.

Только прямые убытки дороги от компенсации стоимости украденного составили 310 тысяч гривен. По признанию начальника Приднепровки Станислава Сулимы, дороге удается в целости и сохранности доставлять лишь 75--80% грузов. Особой популярностью у злоумышленников пользуются металл и уголь.

По словам начальника УМВД на Приднепровской ж.д. генерал-майора милиции Григория Литвина, воровство приобрело массовый и организованный характер. "Как только состав с металлом или углем делает остановку -- тут же налетают толпы "старателей", -- рассказывает Григорий Федорович. Берут, кто сколько донесет. Подгоняют транспорт -- свой и коллективных сельхозпредприятий".

Впрочем, это "цветочки". Преступники подчас выстраивают чрезвычайно хитроумные схемы хищений, в результате чего грузы исчезают уже не вагонами, а составами. В прошлом году группа "старателей" по поддельным документам переадресовала в Крым и продала коммерсантам в общей сложности 56 вагонов угля, принадлежавшего шахтам Западного Донбасса. Среди преступников был... начальник станции Симферополь--грузовой. А буквально на днях завершено следствие по "пропаже" еще 50 вагонов павлоградского угля, который воры переправили за границу.

Но особой популярностью у воров пользуется ферромарганец. Этот сплав, применяемый в военной промышленности -- продукция суперликвидная. Если его госцена колеблется в районе 1200--1300 гривен за тонну, то на черном рынке дают от $600 до $1200. Спрос на стратегическое сырье не падает, и для "старателей" игра в кошки-мышки с законом стоит свеч: при продаже в Россию рыночная цена ферромарганца возрастает как минимум втрое. Схема его "добычи" по сути одна: прямо из вагона, непосредственно на станции или во время стоянки поезда. Но фантазии "старателей" нет предела.

Последний случай поразил даже видавшего виды генерала Литвина. Семеро официально безработных из Запорожья на станции Запорожье--Левое забрались в полувагон с ферромарганцем и переложили весь груз на одну сторону, чтобы потом легче было выгружать. А когда поезд остановился на станции Славгород, открыли люки и сгрузили наворованное (6 тонн) в "машину сопровождения" -- КРаЗ одного из КСП. Самое интересное в том, что, по словам генерала Литвина, преступная группа была оснащена... четырьмя мобильными телефонами, которые воры активно использовали для координации действий. Правда, и эта техника им не помогла -- через два часа группу взяли около Синельниково. Позже выяснилось, что люди они довольно состоятельные: милиция наложила арест на автомобили, дачи, валюту и другие ценности. Оказалось, до задержания "безработные" дважды сумели разворовать составы с ферросплавами. Алчностью не страдали -- сбывали ферромарганец в полтора раза ниже госцены, по 800 грн. тонна, коммерческим структурам Запорожья. Другая группа "железнодорожников" фантазией не отличалась, зато брала объемом: на станции Нижнеднепровск--Узел в черте Днепропетровска они стащили из вагона, ни много ни мало, -- 24 тонны ферромарганца.

Вспышку воровства грузов правоохранители и железнодорожники объясняют тем, что практически весь металл -- чрезвычайно ликвидный товар -- который можно было продать легально, уже продан. А спрос на него не ослабевает.

Воровству транспортная милиция и руководство железной дороги объявила настоящую войну. В результате операции "Металлист", проведенной в Запорожье в конце прошло года, правоохранители ликвидировали 15 преступных групп, занимавшихся воровством ферросплавов из товарняков. Конфисковали около 100 тонн ферромарганца. Более того, по словам начальника Приднепровской ж.д. Станислава Сулимы, в ближайшее время будут приняты меры по усилению охраны составов с подобными грузами -- охранять их будут уже при выходе с предприятия. За счет собственных средств железная дорога в 2000 году планирует содержать дополнительно 120 сотрудников милиции. Но, как говорится, к каждому вагону милиционера не приставишь...