1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№549 16.03.2000

КАФЕЛЬНАЯ СИМФОНИЯ

Помните времена тотального "совкового" дефицита? Пожалуй, на втором месте по актуальности после добычи продуктов питания стояла тема приобретения стройматериалов. Порой нужно было угробить полдня, чтобы отыскать приличного вида дверную ручку. Что уж тут говорить о хорошем линолеуме веселенькой расцветки или дубовом паркете. Ну, а застать в свободной продаже облицовочную плитку в те времена и вовсе представлялось чем-то из ряда вон выходящим. А уж если эта плитка была к тому же чешской! Непередаваемой гордостью светились лица хозяев квартир, демонстрировавших гостям выложенный изумрудной плиткой с рельефной поверхностью санузел "хрущевки". Когда же грянули рыночные отношения, настал звездный час для тех, кто решил делать бизнес на стройматериалах. Товар буквально уходил с колес, причем изголодавшихся покупателей не очень-то интересовала цена. Со временем ажиотажный спрос поутих, клиенты из всеядной массы превратились в разборчивых индивидуумов, а на самом рынке керамической плитки на плаву сумели удержаться только крупные оптовики, выжившие за счет больших оборотов. На сегодня рентабельность торговли этим видом отделочных материалов находится на той грани, когда розничным ценам уменьшаться дальше уже некуда. А существенных скидок от производителей можно добиться только при крупных оптовых поставках.

КАКАЯ И ПОЧЕМ

Керамическую плитку легко подразделяется на три характерных разряда: дешевая, плитка среднего класса и товар категории "элит". К дешевой группе относится главным образом продукция отечественного производителя. А именно -- плитка харьковского, славянского и львовского производства. Обойдется такая от 17 до 23 грн за 1 кв. м. Также к разряду недорогой можно отнести плитку белорусского и российского производства, по цене 35--40 гривен за метр квадратный. По качеству она несколько превосходит отечественную, поскольку производится в основном на зарубежном технологическом оборудовании. Хотя до той же чешской плитки ей далековато. К среднему сегменту (по цене и качеству) относится чешская, словацкая и турецкая плитка, диапазон цен на такую плитку колеблется от 45 до 53 гривен за кв. м. К категории наиболее дорогостоящей относится испанская, итальянская и немецкая плитка, средние цены на которую начинаются с 60--70 гривен за "квадрат". Итальянцы считаются общепризнанными лидерами в области производства плитки, но их цены, как правило, и самые "кусачие".

ГДЕ ПРОДАЮТ

Магазины, реализующие плитку, также можно разбить на три условные группы. Дорогие магазины, которые представляет фирма "Кармен", супермаркет "Серго" и некоторые другие. Здесь клиент платит не только за доброкачественный товар, хороший сервис и всевозможные вспомогательные услуги, но также и за имидж торговой фирмы. Многие виды дорогой плитки клиенту привозятся специально под заказ, поскольку невыгодно держать подобный товар на складе в ожидании денежного покупателя. Однако, если как следует разобраться, нередко в дорогих магазинах продается та же плитка, что и в магазинах без претензий. Но уже по другой цене. К магазинам с умеренными ценами относятся магазины крупнейшего оптового поставщика плитки в Украине фирмы "Агромат" а также магазины торговой марки "Стандарт". Существует также (главным образом на окраинах Киева) ряд дешевых магазинчиков и магазинов-складов, где торгуют плиткой по совсем "смешным" ценам. Однако тайна происхождения недорогого товара обычно окутана мраком.

В магазинах "Агромата" представлен, пожалуй, наибольший в Киеве ассортимент плитки -- более 800 видов. Фирма постаралась удовлетворить запросы самых требовательных покупателей и представить плитку всех ценовых групп. Хотя, по мнению руководства компании, наметилась тенденция поляризации спроса, покупатели приобретают или дешевую, или дорогую плитку, а средний ценовой сегмент остается не у дел. Возможно, это в определенной мере связано не только со все большим разграничением общества на "богатых" и "бедных", но также и с ситуацией на рынке недвижимости, где последние пару лет пользуются спросом или очень дорогие, или же самые дешевые квартиры.

Коммерческий директор "Агромата" Владимир Рева полностью согласен с тем, что сейчас в Украине установились небывало низкие цены на плитку. Например, розничные цены на харьковскую плитку практически соответствуют отпускным ценам завода-изготовителя, чего удалось достичь благодаря гибким схемам сотрудничества. вполне доступна белорусская плитка -- она поступает в Украину по бартерным схемам и практически не оплачивается наличкой. Но это, по всей видимости, временное явление: как только предприятия начнут оплачивать газ по реально существующим ценам, подорожание "дешевой" плитки неизбежно.

Политика владельцев другой популярной сети магазинов -- "Стандарт" -- располагать свои торговые заведения в доступных местах, чтобы озабоченный проблемой выбора покупатель не мотался по окраинам. В "Стандарте" представлено свыше 600 видов плитки и солидный ассортимент фризов. Кроме того, масса товаров для укладки кафеля: клеи, затирки для швов, внутренние и наружные уголки, магнитные держатели для ванной и прочая и прочая. Клиенту при надобности помогут с доставкой купленного.

Директор магазина "Стандарт" на Московской площади Олег Качан считает, что главными составляющими успешной работы розничного предприятия, специализирующегося на продаже керамики, являются три фактора: тщательно подобранный ассортимент, удобное месторасположение магазина и, конечно же, сервис. Особенно важно предложить покупателю плитку для стен и пола, фризы и декоры, выдержанные в одном дизайне. И коль уж ты продаешь плитку -- обязательно постарайся предложить попутно приличный ассортимент сантехники. В том же "Стандарте" всегда представлено не менее 25 коллекций сантехники от массовой чешской до элитной финской.

В свою очередь "Агромат", подстегиваемый конкурентами в своем классе, в апреле планирует открыть на улице Булаховского в районе Ново-Беличей выставочный центр западного образца с эталонными комнатами, выложенными плиткой и оборудованными подходящей сантехникой. Готовые интерьерные решения, очевидно, должны значительно облегчить покупателям мучительную проблему выбора.

КАК ВЫБИРАТЬ

У неподготовленного покупателя глаза буквально разбегаются перед нынешним магазинным разнообразием плитки. И одновременно возникает закономерный вопрос: почему практически одинаковый с виду товар может отличаться в цене на порядок, а то и больше? Излишне говорить, что в значительной мере стоимость товара формирует мода. Очень существенным является также и то, что, как и многие другие товары, плитка подразделяется на сорта. Их три, и плитка третьего сорта значительно проигрывает в цене первосортной. У низкосортной нередки пороки глазури, дефекты окраски. Зачастую подозрительно низкая цена может быть обусловлена именно ее низким качеством, а не щедростью торгующей организации. В то же время нельзя не подчеркнуть, что руганная-переруганная отечественная плитка сегодня все же стала несколько лучше, чем прежде -- однако стоит тысячу раз взвесить ваше решение о ее покупке. Если учесть количество бракованной плитки, а также время, которое уходит на подтачивание и подгонку чуть ли не каждого "квадратика", -- конечная цена той же харьковской продукции иной раз может оказаться сопоставима с ценой чешской или словацкой.

Что касается товара, импортируемого из дальнего зарубежья, то, по мнению многих оптовиков, испанская плитка ничуть не хуже хваленой итальянской, зато -- немного дешевле. Очень качественную плитку стали выпускать турки. Это подтверждает хотя бы тот факт, что из 45 млн. кв. м турецкого экспорта 30 млн. кв. м идет на Запад, и украинские импортеры нередко испытывают перебои с поставками.