Выпуск газеты Сегодня №№549 16.03.2000
КАФЕЛЬНАЯ СИМФОНИЯ
КАКАЯ И ПОЧЕМ
Керамическую плитку легко подразделяется на три характерных разряда: дешевая, плитка среднего класса и товар категории "элит". К дешевой группе относится главным образом продукция отечественного производителя. А именно -- плитка харьковского, славянского и львовского производства. Обойдется такая от 17 до 23 грн за 1 кв. м. Также к разряду недорогой можно отнести плитку белорусского и российского производства, по цене 35--40 гривен за метр квадратный. По качеству она несколько превосходит отечественную, поскольку производится в основном на зарубежном технологическом оборудовании. Хотя до той же чешской плитки ей далековато. К среднему сегменту (по цене и качеству) относится чешская, словацкая и турецкая плитка, диапазон цен на такую плитку колеблется от 45 до 53 гривен за кв. м. К категории наиболее дорогостоящей относится испанская, итальянская и немецкая плитка, средние цены на которую начинаются с 60--70 гривен за "квадрат". Итальянцы считаются общепризнанными лидерами в области производства плитки, но их цены, как правило, и самые "кусачие".
ГДЕ ПРОДАЮТ
Магазины, реализующие плитку, также можно разбить на три условные группы. Дорогие магазины, которые представляет фирма "Кармен", супермаркет "Серго" и некоторые другие. Здесь клиент платит не только за доброкачественный товар, хороший сервис и всевозможные вспомогательные услуги, но также и за имидж торговой фирмы. Многие виды дорогой плитки клиенту привозятся специально под заказ, поскольку невыгодно держать подобный товар на складе в ожидании денежного покупателя. Однако, если как следует разобраться, нередко в дорогих магазинах продается та же плитка, что и в магазинах без претензий. Но уже по другой цене. К магазинам с умеренными ценами относятся магазины крупнейшего оптового поставщика плитки в Украине фирмы "Агромат" а также магазины торговой марки "Стандарт". Существует также (главным образом на окраинах Киева) ряд дешевых магазинчиков и магазинов-складов, где торгуют плиткой по совсем "смешным" ценам. Однако тайна происхождения недорогого товара обычно окутана мраком.
В магазинах "Агромата" представлен, пожалуй, наибольший в Киеве ассортимент плитки -- более 800 видов. Фирма постаралась удовлетворить запросы самых требовательных покупателей и представить плитку всех ценовых групп. Хотя, по мнению руководства компании, наметилась тенденция поляризации спроса, покупатели приобретают или дешевую, или дорогую плитку, а средний ценовой сегмент остается не у дел. Возможно, это в определенной мере связано не только со все большим разграничением общества на "богатых" и "бедных", но также и с ситуацией на рынке недвижимости, где последние пару лет пользуются спросом или очень дорогие, или же самые дешевые квартиры.
Коммерческий директор "Агромата" Владимир Рева полностью согласен с тем, что сейчас в Украине установились небывало низкие цены на плитку. Например, розничные цены на харьковскую плитку практически соответствуют отпускным ценам завода-изготовителя, чего удалось достичь благодаря гибким схемам сотрудничества. вполне доступна белорусская плитка -- она поступает в Украину по бартерным схемам и практически не оплачивается наличкой. Но это, по всей видимости, временное явление: как только предприятия начнут оплачивать газ по реально существующим ценам, подорожание "дешевой" плитки неизбежно.
Политика владельцев другой популярной сети магазинов -- "Стандарт" -- располагать свои торговые заведения в доступных местах, чтобы озабоченный проблемой выбора покупатель не мотался по окраинам. В "Стандарте" представлено свыше 600 видов плитки и солидный ассортимент фризов. Кроме того, масса товаров для укладки кафеля: клеи, затирки для швов, внутренние и наружные уголки, магнитные держатели для ванной и прочая и прочая. Клиенту при надобности помогут с доставкой купленного.
Директор магазина "Стандарт" на Московской площади Олег Качан считает, что главными составляющими успешной работы розничного предприятия, специализирующегося на продаже керамики, являются три фактора: тщательно подобранный ассортимент, удобное месторасположение магазина и, конечно же, сервис. Особенно важно предложить покупателю плитку для стен и пола, фризы и декоры, выдержанные в одном дизайне. И коль уж ты продаешь плитку -- обязательно постарайся предложить попутно приличный ассортимент сантехники. В том же "Стандарте" всегда представлено не менее 25 коллекций сантехники от массовой чешской до элитной финской.
В свою очередь "Агромат", подстегиваемый конкурентами в своем классе, в апреле планирует открыть на улице Булаховского в районе Ново-Беличей выставочный центр западного образца с эталонными комнатами, выложенными плиткой и оборудованными подходящей сантехникой. Готовые интерьерные решения, очевидно, должны значительно облегчить покупателям мучительную проблему выбора.
КАК ВЫБИРАТЬ
У неподготовленного покупателя глаза буквально разбегаются перед нынешним магазинным разнообразием плитки. И одновременно возникает закономерный вопрос: почему практически одинаковый с виду товар может отличаться в цене на порядок, а то и больше? Излишне говорить, что в значительной мере стоимость товара формирует мода. Очень существенным является также и то, что, как и многие другие товары, плитка подразделяется на сорта. Их три, и плитка третьего сорта значительно проигрывает в цене первосортной. У низкосортной нередки пороки глазури, дефекты окраски. Зачастую подозрительно низкая цена может быть обусловлена именно ее низким качеством, а не щедростью торгующей организации. В то же время нельзя не подчеркнуть, что руганная-переруганная отечественная плитка сегодня все же стала несколько лучше, чем прежде -- однако стоит тысячу раз взвесить ваше решение о ее покупке. Если учесть количество бракованной плитки, а также время, которое уходит на подтачивание и подгонку чуть ли не каждого "квадратика", -- конечная цена той же харьковской продукции иной раз может оказаться сопоставима с ценой чешской или словацкой.
Что касается товара, импортируемого из дальнего зарубежья, то, по мнению многих оптовиков, испанская плитка ничуть не хуже хваленой итальянской, зато -- немного дешевле. Очень качественную плитку стали выпускать турки. Это подтверждает хотя бы тот факт, что из 45 млн. кв. м турецкого экспорта 30 млн. кв. м идет на Запад, и украинские импортеры нередко испытывают перебои с поставками.