1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№551 18.03.2000

АЛЕКСАНДР ОМЕЛЬЧЕНКО: "ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН -- ВЫГОДНО, УДОБНО И СОВСЕМ НЕ СЕРДИТО"

Прокомментировать повышение цен на проезд в городском общественном транспорте мы попросили киевского городского голову Александра Омельченко.

-- Александр Александрович, неужели нельзя было избежать этого повышения?

-- Поднимать цены нужно было еще в прошлом году, и не только на проезд, но и на хлеб, молоко, жилищно-коммунальные услуги, -- сказал Александр Александрович. -- Киев выдержал бюджетный год, выполнил его по всем направлениям, программам социального развития, удержал цены. Но подорожало дизтопливо, так необходимое для автобусов: если в начале года литр стоил 1 грн. 30 коп., то сегодня -- 1 грн. 90 коп., дороже, чем 95-й бензин. Во-вторых, городской транспорт необходимо обновлять и пополнять -- за счет хозяйственной деятельности того же метрополитена, авто-, трамвайных и троллейбусных парков. О каком обновлении может идти речь, если транспорт требует огромных дотаций -- только в прошлом году Киев выделил на это 92 млн. грн. (тем не менее, было приобретено 112 единиц подвижного состава, в этом году хотим обновить парк более чем на 200 единиц). Так что повышение цен -- вынужденное. По нашим расчетам, метрополитен и автобусы станут окупаемыми, а трамвай и троллейбус, даже при стоимости проезда 50 копеек, останутся убыточными (до конца года -- минимум на 12 млн. грн.)

-- И в убытке останутся киевляне?

-- Открою один простой секрет. При стоимости билета 30 копеек транспортники зарабатывали всего 17 коп., а 13 коп. шли на погашение льгот. В Киеве только 46% жителей должны платить за проезд, остальные 54% -- те, кто пользуется льготами: депутаты всех уровней, прокуроры, судьи, милиция, военные, пенсионеры, студенты и школьники, наконец -- "зайчики". Нигде такого нет. Как мы поступили в этом году? Вводя 50 копеек за билет, оставили 30 копеек на проездной. Кто будет покупать проездные, не почувствует подорожания. Каждый подсчитает месяц-два и убедится, что это удобно, дешево и совсем не сердито. Вскоре по проездным будут ездить не 40% киевлян, как сейчас, а 60--70%.

Не будет такого ларька, универмага или ювелирного магазина, где не продавались бы билеты по 50 копеек. Даже сдачу будем давать. (Смеется.) А если вдруг пассажир не успел купить билет или он человек зажиточный и ему 10 копеек роли не играют -- покупай за 60 прямо в троллейбусе или трамвае. Хочешь кататься после десяти вечера -- плати столько же. В воскресенье -- 75 копеек (с 1 июля). Заметьте, что по воскресеньям транспорт ходит вдвое реже, да и то полупустой, а электроэнергию расходует ту же, и ездят, в основном, приезжие. К тому же, в Киеве сегодня 520 тыс. автомобилей, которые возят семьи. Мы провели исследования -- повышение минимально затронет интересы простого киевлянина, тем более, что все льготы сохранились. Даже если семья решила погулять в выходные и нашла 10--15 гривен, чтобы отдохнуть, то и 75 копеек на проезд найдутся.

-- Отдых отдыхом, но ведь киевлянам и на работу нужно ездить...

-- Позвонил мне на днях директор одного предприятия, жалуется, мол, его сотрудникам, чтобы попасть на работу к восьми, нужно выезжать до семи и платить за проезд по 60 копеек. Я ответил: а ты предложи им оплачивать за счет предприятия половину стоимости проездного. К этому я призываю всех руководителей. И бюджет будет наполнен, и люди довольными, о повышении цен сразу забудут.

P.S. Подробнее о беседе Александра Омельченко с журналистами "Сегодня" -- в ближайших номерах газеты.