1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№552 21.03.2000

КРЕПИТЕСЬ, ШЕСТИЛЕТКИ: ГРЯДЕТ 12-ЛЕТКА!

Грядут реформы: 12-летнее школьное образование, вызывающее целый спектр мнений -- от неприятия до "одобрямса". В последнее время педагогическая общественность вместе со всеми "заинтересованными", как принято называть, "лицами", часто собирается на всевозможные семинары, "круглые столы", дабы выяснить проблемы перехода на новое, 12-летнее обучение в школе. Естественно, первые "удары" примет на себя начальная школа, где сосредоточены все "болевые точки".

"Поступая в школу, 6-летний ребенок включается в новую систему отношений, -- говорит вице-президент Академии педагогических наук Александра Савченко. -- Поэтому очень важно воспитывать у ребят выдержку и чувство ответственности, поощрять их волевые усилия. Шире использовать воспитательный потенциал таких уроков, как ознакомление с окружающим миром, музыкой, изобразительной деятельностью".

К сожалению, во многих наших школах еще живуч стереотип, когда эти предметы рассматриваются как второстепенные, и учителя практически не обращают на них внимание. Мне посчастливилось встретиться с директором Минской школы №216 Олегом Бадаловым, который думает совсем иначе. По его мнению, если бы все первоклассники могли заниматься музыкой, рисованием, вышивать и работать инструментом, успеваемость бы резко повысилась.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ

Впрочем, сказанное белорусским директором -- не открытие. Без умелых ручек не будет толку ни в математике, ни в письме. Ведь поистине "умные руки учат голову". Потому-то так важно, чтобы учитель младших классов, принимая "под свое крыло" маленьких несмышленышей, не забывал о таких важных моментах, как развитие мышц рук, точность движений на уроках математики, рисования и письма. Чуткие пальчики ускоряют развитие мыслительных процессов, заостряют внимание, речь, пробуждают фантазию. И всего этого, убежден Олег Бадалов, можно достичь в автономной начальной школе. Признаться, эта идея поначалу была воспринята мною скептически. Представлялись изможденные дети, целый день томящиеся в школе, и становилось их жаль.

"У меня тоже поначалу было много противников, -- рассказывает мой собеседник. -- Ведь что может быть труднее, чем изменить психологию людей? И все же постепенно "идея овладела массами", и сейчас в Минске 13 автономных начальных учебных заведений. Это позволяет ребятам заниматься в школе целый день, причем вторая половина дня отдана на откуп эстетическому развитию".

Впрочем, вопросов, возникающих у педагогов-дошкольников и учителей начальных классов, сейчас не меньше, чем у родителей, которым предстоит снарядить "на учебу" первоклассника. Людмила Якименко, начальник отдела детсадов Минобразования и науки Украины, убеждена, что 6-леткам лучше все же находиться в детском саду.

БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ ШЕСТИЛЕТОК?

По закону ребята все-таки должны сесть за парты. А если нет? "Что будут делать те ребятишки, которые не пойдут в первый класс? -- спрашивает Людмила Якименко. -- Сейчас мы должны говорить о том, что на занятия должны идти дети умные, здоровые, осознающие, что такое учеба.

А может быть, стоит прислушаться к мнениям наших соседей? Например, тех же белорусов, которые "первый класс" назвали "подготовительной группой", и тем самым сняли все негативные психологические моменты. Белорусы, кстати, тоже перешли на 12-летку, обучают детей с 6-летнего возраста.

Свой взгляд на проблему излагает заместитель министра образования и науки Виктор Огневьюк: "Для нас важно не то, в шесть или в семь лет малыш пойдет в школу, а то, насколько он готов к обучению. Мы говорим о функциональной готовности к школе: дети должны понимать, что идут заниматься, начинается учеба, и первый класс -- это отсчет школьного времени".

КАК СОЗДАТЬ ДЛЯ ПЕРВОКЛАШКИ ВСЕ УСЛОВИЯ?

"Над этим мы сейчас и работаем, -- продолжает Виктор Огневьюк. -- Основная наша забота -- учебники. Если прежде начальная школа неплохо была ими обеспечена, то сейчас проблемы могут возникнуть уже на начальном этапе, поскольку предстоит заменить учебную литературу 95-года выпуска. Как раз на эти цели бюджетом предусмотрено выделить 83 миллиона гривен. При этом министерство не отказывается и от идеи издания альтернативных учебников. Научно-методические комиссии должны оперативно разработать и довести до учителей обновленные учебные программы".

Жизнь действительно порождает массу нестандартных вопросов, подход к решению которых должен быть тоже неизбитым. Учителя трудно преодолевают привычные стереотипы. Мыслящий учитель ищет и находит множество способов, чтобы превратить занятие в "учение с увлечением".

Заботит также и проблема перегруженности детей, от которой страдают не только школьники, но и их родители. В то же время министерство испытывает давление со стороны педагогов, которые во что бы то ни стало хотели бы "протащить" свой предмет в школьную программу. А как же занятия спортом либо иными увлечениями, в конце концов, когда же почитать и погулять? Здоровье детей -- вот что должно нас волновать, когда мы начинаем любые реформы.

Будет еще одна проблема, о которой пока упоминают не в полный голос. Лишь 60% выпускников педучилищ находят работу. А по специальности "учитель начальных классов" трудоустраивается всего 20% выпускников Национального педуниверситета им. М. Драгоманова. Возможно, стоит подумать об универсализации будущих специалистов.