1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№552 21.03.2000

"У ЖУРНАЛИСТОВ, КАК У ПРОСТИТУТОК, ЦЕНА НА ЛБУ ГОРИТ"

Юлий Гусман -- известный режиссер, шоумен и кавээнщик. Об этом знают все. Еще он личность, непохожая на других. Сильно отличается "лица необщим выраженьем". Поэтому интервью у нас получилось своеобразное. Об остальном судить вам, дорогие читатели.

"КОГДА ОНИ НЕ НАШЛИ ДАЖЕ СПИСАННОГО УНИТАЗА -- У НИХ ЗАКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА"

-- Вы уже 15 лет работаете директором Центрального Дома кино в Москве. Но год-полтора тому был какой-то конфликт, связанный с вашем руководством этим замечательным учреждением...

-- Давайте даже не влезать в это. Дело в том, что проблема эта была высосана из пальца: Московский союз кинематографистов не имеет за собой ничего, кроме людей -- у него нет ни денег, ни хозяйства... А весь конфликт состоит в том, что Михалков хотел, хочет и будет хотеть, чтобы была такая стройная министерская пирамида -- Российский союз, поэтому настаивает на объединении..

-- И тогда он будет наверху этой пирамиды -- один и весь в белом.

-- Да. Только не "будет", а "есть". И его можно понять... А Дом кинематографистов относится к российскому Союзу, поэтому Московский СК не имеет ничего общего с этим конфликтом. Это даже не конфликт, а просто недопонимание. Дело в том, что с Никитой пришла очень мощная команда...

-- Банкиры, юристы, бизнесмены...

photo
-- Нормальные люди. Они были поражены: у нас нет ни одной коммерческой структуры, ни одного метра, сдаваемого в аренду. Они пришли с прогрессивной идеей, что надо зарабатывать. Я же с этим не согласен и никогда не соглашусь, потому что... Вот я смотрю на вашу мертвую студию Довженко, полную арендаторов, и понимаю, что это социальное преступление, когда в 50-миллионной стране не могут найти денег, чтобы снимать национальное кино. Так же и в нашем Доме кино было много хорошего -- свой туберкулезный санаторий для детей в Анапе, детские сады, кино, наконец... Мы первыми провели вечер Солженицына, и кагэбэшники гроздьями висели у нас на люстрах... Понимаете, не можем мы сразу превратиться в Америку, хотя я очень люблю эту страну и подолгу там живу, преподаю и ставлю спектакли. Должны же мы защитить стариков, правда? Молодые -- вы да я -- можем сами как-то выбираться из этой ситуации. А старики, дети, больные не должны страдать от того, что в стране произошла ломка формаций. Есть бизнес, есть служение нации (полиция, учителя, врачи и т. д.), а есть просто "мать-терезы". Вот Дом кино у меня -- последнее, чем я могу помочь старикам. Сюда они могут прийти, выпить кофе и посмотреть кино. Все! Для меня это дело принципа. Не подумайте, что это монолог такого нравственного князя Мышкина-Идиота. Нет, я умею зарабатывать деньги, но не в храме. Как говорит один мой знакомый Христос -- храмы отдельно, менялы отдельно. Мне не верили, присылали аудиторов... Когда не смогли найти даже списанного унитаза, у них закружилась голова. Потому что они видели во мне такого толстого бакинского еврея, который сидит в "доме на холме", подгреб все под себя и никого не подпускает. Это не значит, что я не толстый, не из Баку и не еврей, но... Вы можете быть одной на работе и совсем другой со своим ребенком. И то, что вы скажете впопыхах на работе, вы никогда не скажете ему. Так и я -- бляди отдельно, семья отдельно.

-- Очень мудро.

-- Да не мудро! О нас с Мережко говорили, что мы собираемся из бильярдной устроить кафе-шашлычную. А мы хотели сделать детский клуб... Сейчас в Доме кино мы уже заменили всю аппаратуру (нам ее дал Ельцин -- это было последнее, что мы у него "пробили"), отремонтировали туалеты и там теперь звучит музыка.

-- (Задумчиво.) Какая, если не секрет?

-- (Бодро.) А такая -- тихая, помогающая мочеиспусканию.

"НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ ОДНОМОМЕНТНО ТАКОГО КОЛИЧЕСТВА ИДИОТОВ И КОЗЛОВ, КАК В ДУМЕ"

-- Вот, кстати, на тему "власть и мастера культуры". Наши мастера культуры очень любят общаться с властью -- целоваться-обниматься на приемах, стоять поближе к "телу". Только пару месяцев назад любили Ельцина, сегодня -- Путина...

-- Да ладно, больших холуев, чем вы, журналисты, и более продажных, чем вы -- нет. У вас, как у проституток, цена на лбу горит. Может, вас конкретно это и не касается...

-- Посмотрите внимательней на мой лоб.

-- Знал бы я вас дольше, тоже бы сказал, сколько вы стоите. Ну, может, я не прав... А что вы хотели? Вот пришел Путин, и что мы должны сказать? "Нет, сука, мы к тебе будем в оппозиции"? Чего это? Вот к Зюганову за все эти годы, кроме каких-нибудь Бурляева, Дорониной и Губенко, никто не пришел. А все остальные бегают за демократической властью, которая им не дает денег. И правильно делают. Так же как вы бегаете за своим Кучмой. Потому что мы находимся в периоде дикого Запада и каждый сам себе ставит моральные планки. А если вы не продаетесь, значит, вы живете как какая-нибудь прекраснодушная фея неизвестно на какие доходы.

-- А почему нужно обязательно быть либо с властью -- либо против нее?

-- Я никогда ничего для себя не просил, хотя был в отличных отношениях с Ельциным, Лужковым, создавал партию Гайдара. У меня нет дачи, а квартира такая, что когда дочка приезжает из-за границы -- спит на полу. Я был депутатом Государственной Думы, но делал это не для карьеры! Я в Думе страдал и скучал так, как никогда в жизни. Потому что никогда не видел одномоментно такого количества идиотов и козлов, как в Думе.

-- А зачем вы туда пошли?

-- А как иначе? А зачем вы пошли в журналистику?

-- Потому что мне эта работа доставляет удовольствие.

-- Если вы так любите писать, то пишите не бойкие статьи в газету "Сегодня", а глубокие исследования по Баратынскому.