1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№555 14.04.2000

БЫВАЮТ СЛУЧАИ, КОГДА ОДИН ДЕПУТАТ РАБОТАЕТ У ДРУГОГО... СЕКРЕТАРЕМ

Народный депутат Артур Белоус принадлежит к самой молодой генерации украинских политиков. Два года, проведенных в Верховной Раде в качестве народного избранника, открыли ему глаза на многие "подковерные" дела, которые свершаются в этих стенах. Сегодня наш корреспондент беседует с Артуром о некоторых секретах парламентской кухни...

ДЕПУТАТЫ ДОЛГО СПОРИЛИ, КАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАТЬ ПОНЯТИЮ "ПОРНОГРАФИЯ"

-- Артур, скажите, есть ли в нашем парламенте лоббисты и чем их работа отличается от лоббирования законопроектов в парламентах зарубежных стран.

-- Вопрос законодательного лоббизма является чрезвычайно важным и в мире регулируется по-разному. В США, например, существует официально институт лоббистов, которые регистрируются в Конгрессе. Они обслуживают интересы тех или иных корпоративных групп, которые хотят протолкнуть выгодные для себя законопроекты. В Европе юридически оформленного института лоббизма не существует. Зато политические партии в открытую поддерживают законопроекты, за которыми стоят те или иные слои общества. Традиционно за консервативными партиями стоит большой капитал, за социал-демократами-- профсоюзы, мелкие и средние предприниматели и т.д.

В Украине политически устоявшейся практики лоббизма нет. Этот процесс находится еще в зародышевом состоянии и технологии его до конца не отработаны. Но в то же время он существует в стенах Верховной Рады... в искаженных формах. Случается, что некоторые депутаты пытаются заработать деньги на законотворческой деятельности. К примеру, наш парламент принял аж двадцать законодательных документов, касающихся налога на добавленную стоимость. Спрашивается: кому выгодна такая неразбериха и почему нельзя все это решить принятием единого документа?

Вместо укрупнения законопроектов мы идем путем "высмактывания" отдельной проблемы и возведения ее в ранг закона. Помню обсуждение одного из пунктов законопроекта о защите общественной морали. Тогда депутаты долго не могли прийти к единому мнению, что следует считать порнографией: неестественное изображение полового акта или изображение неестественного полового акта. Я ведь это к тому, что если нет четкой системы законотворчества, то в таких условиях желающим очень легко вылавливать золотую рыбку в мутной парламентской воде.

ЧЕМ ЖЕ ЛОББИЗМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КОРРУПЦИИ?

-- Существует ли некая хотя бы неофициальная классификация лоббистских групп в стенах ВР?

-- Конечно.Наиболее влиятельны две группы. Первая -- это депутаты из топливно-энергетического комитета, которые, в частности, выступают за сохранение нулевой ставки НДС на экспорт и импорт угля и газа. Другая группа сосредоточена в финансовом комитете и комитете банковской деятельности, где лоббируются интересы денежных магнатов и отечественных товаропроизводителей. Свою политику подчас они проводят очень тонко. Например, выносят на рассмотрение депутатского зала заведомо невыгодный для украинских предпринимателей законопроект, а потом, спекулируя на их корпоративных интересах, за определенную плату принимаются его "валить".

-- А как можно определить, является ли законопроект коммерческим заказом извне?

--Я не располагаю точными сведениями, сколько стоит тот или иной законопроект и проплачен ли он вообще, поэтому как-то некорректно даже говорить об этом. Но рука лоббистов чувствуется всегда. При этом я хочу акцентировать на том, что лоббизм сам по себе является абсолютно нормальным явлением. Существует совершенно четкая грань между коррупцией и лоббизмом. Если депутат зарабатывает на перекачивании денег из государственного бюджета в частные структуры -- это является, в принципе, коррупцией. Если же он лоббирует интересы отечественных фирм или компаний -- это нормальная практика всех развитых стран. Проблема заключается лишь в том, что в Украине государственные финансы от частных пока что не отделены.

-- Кого вы можете назвать главным парламентским лоббистом?

-- Пальму первенства я бы отдал Сергею Терехину. Есть особый церемониал даже в том, как он вносит законопроекты. На следующих местах я бы поставил руховца Валерия Алешина и коммуниста Вячеслава Сокерчака. Вообще-то, все финансовые нововведения проходят через их руки. При этом убивается сразу два зайца: представители "левых" и "правых" договариваются между собой, и "нужный" законопроект набирает необходимое количество голосов. В этом лоббизме нет негативных моментов, но то, что он присутствует -- это бесспорно.

-- С кем договариваются заказчики того или иного законопроекта: с главами фракций или с отдельными депутатами?

-- Мне трудно судить об этом. Лично ко мне ни от кого подобных предложений не поступало.

"СРЕДИ ДЕПУТАТОВ МОГУТ БЫТЬ ПЛЮШКИНЫ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НА СВОИХ СЧЕТАХ МИЛЛИОНЫ, НО ХОДЯТ В ЗАСАЛЕННЫХ ПИДЖАКАХ"

-- Давайте перейдем к несколько иной теме. При переходе депутатов из фракции во фракцию основную роль играет материальная сторона или еще какая-нибудь?

-- На мой взгляд, материальный стимул очень часто является в этом вопросе ключевым фактором. Например, коммунисты имели самую дисциплинированную фракцию в ВР, но после поражения на президентских выборах и после всех парламентских пертурбаций многие из них разуверились в Компартии. Те, кто ушли из КПУ, не имели четкой перспективы попадания в партийные списки на следующих парламентских выборах и решили, что будет лучше продать себя подороже, чтобы обеспечить себя машиной, домом, деньгами, нежели просто тупо исполнять указания своих вождей. Я смотрю хотя бы на то, во что они одеты. Мне кажется, что среди них могут быть врожденные плюшкины, которые имеют на своих счетах миллионы, но ходят в засаленных пиджаках. Хотя я уверен, что большая часть из них живет только на заработную плату. В парламенте даже был такой случай, когда один депутат работал у другого секретарем и носил за ним портфельчик... С другой стороны, парламентариям-некиевлянам прожить на среднюю депутатскую зарплату в 650 гривен очень сложно...