1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№556 15.04.2000

В "ПАУТИНЕ" ИДЕТ ОХОТА ЗА КЛИЕНТАМИ

Подсознательно человек стремится достичь цели, затратив минимум усилий. Это свойство нашей психологии и эксплуатируют строители финансовых пирамид.

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛИ...

Финансовые пирамиды бурно растут в периоды кризиса и гиперинфляции. Еще не стерлись в памяти их громкие названия: "Меркурий", "Украинский Дом Селенга", "Властелина", "Хопер-Инвест", "МММ", "Тибет", "Гермес"... По некоторым данным, после массового вымирания этих "динозавров" в Украине оказались обманутыми 18 млн. вкладчиков, которым не возвратили $300 млн. В России общее число развалившихся пирамид составило около 2000 (!), однако до суда было доведено только дело "Властелины".

История появления пирамид не нова. В 1920 г. в США итальянский эмигрант Чарльз Понци всем, кто соглашался купить его финансовые билеты, обещал двойную прибыль через 45 дней. К его удивлению, "клюнуло" около 10 тыс. легковерных, добровольно распрощавшихся с $9,5 млн. Разумеется, своих "кровных", как и прибыли, не получил никто. У арестованного нашли $1,5 млн., остальные деньги исчезли. Выйдя на свободу, Понци еще раз с успехом провернул свою аферу.

В 1940 г. появилась компания "Витамины Калифорнии", использовавшая принцип продаж с выплатой на нескольких уровнях -- сетевой многоуровневый (MLM) маркетинг. Представители компании зарабатывали деньги, приглашая новых агентов по продажам. В 1950-м наиболее удачливые сотрудники -- Джейн Ван Эндел и Рич де Воз -- организовали собственную структуру -- "Amway", ставшую в дальнейшем крупнейшей MLM-фирмой в США. Но в середине 70-х Федеральная комиссия по торговле (FTC) приняла закон "О пирамидах", запретив MLM. Четырехлетняя борьба "Amway" ознаменовалась победой, когда она доказала, что предлагала клиентам высококачественный товар -- и продажа по принципу MLM стала считаться законным бизнесом.

МОШЕННИКОВ -- БОЛЬШИНСТВО

За десятилетия строители пирамид внедрились в самые, казалось бы, неожиданные сферы деятельности. В Украине около 80% рекламных объявлений по трудоустройству исходят от мошенников. Среди наиболее распространенных "услуг" такого рода -- обещания за некую, часто символическую, сумму отправить необходимые документы или учебные пособия, оформить документы для трудоустройства за рубежом или участия в лотерее "Green Card". Нередки предложения приобрести игрушки, косметику, канцелярские принадлежности etc с целью последующей перепродажи. Правда, нельзя не отметить определенную заботу MLM-фирм о своих сотрудниках, особенно тех, кто находится на прилегающих к "верхушке" уровнях пирамиды. Для них -- бесплатные поездки за рубеж и другие привилегии. Но по мере удаленности от нее падает вероятность даже возврата внесенной суммы.

Сейчас MLM активно "врастает" в Интернет. Это может быть продажа компьютерной техники, CD, видеокассет, литературы, программного обеспечения... Все большей популярностью пользуются объявления о дополнительных заработках или хорошо оплачиваемой работе. Их можно встретить в группах новостей и на специализированных Web-сайтах (например, kiev-job.hypermart.net). Обычно это объявления о фондах взаимопомощи и MLM-пирамидах. И если натолкнетесь на искусно вмонтированные в интернетовские странички ненавязчивые предложения о получении "быстрых доходов" путем регистрации на определенном сайте и перечисления денег по указанному адресу, с одновременным привлечением как можно большего числа участников -- можете смело пропускать такие завлекалочки. Деньги получат организаторы, вы же останетесь ни с чем.

"ВИРТУАЛЬНЫЕ" ДЕНЬГИ

Электронные "рекламодатели" могут предложить установить на вашем ПК программу для просмотра рекламных объявлений на баннерах (от англ. banner -- "рекламная полоска"). Понятно, никаких вкладов в этом случае не потребуется, ибо цель акции -- расширение аудитории потребителей рекламного продукта. А сам сайт, на котором "прокручиваются" баннеры, потом продается рекламодателям за вполне реальные деньги. В качестве примеров можно привести довольно известные сайты AllAdvantage, TargetShop или Utrade. Привлекая подобными методами внимание многочисленных пользователей электронной "паутины", можно с успехом проводить социологические исследования, чем обычно и занимаются такие монстры, как DataQuest и IDG, или "раскручивать" новые сайты, к примеру, через российскую поисковую систему Rambler или украинские Alpha-Counter и Ping. Более реальный, но тоже не всегда оправдывающий ожидания, способ заработка -- размещение на вашем Web-сайте линка-ссылки (скажем, в виде того же баннера) на компанию, которая будет платить вам за каждого "приведенного" на ее сайт посетителя. Компании-рекламодатели обещают платить от $0,05 до $0,2, а порой и $1 за "голову". Среди таких компаний, работающих с украинскими и российскими сайтами -- ClickTrade, Puzz и Safe-Audit. Но даже когда на вашем "счету" накопится определенная сумма (например $50 или $100) и вы получите соответствующий чек, интернет-заработки могут разочаровать. Ибо банк (который не так-то просто найти) за обналичивание чека обычно требует несколько десятков "зеленых", отсеивая таким образом мелких клиентов. В Украине нет реально действующих крупных кибер-пирамид. Возможно, люди начинают осознавать, к чему может привести, на первый взгляд невинное, участие в них. А может, организаторы пирамид боятся, что к ним применят "тамошние" методы борьбы. Так, FTC возбудила дело против фирмы Five Star Auto Club, сулившей покупателям прибыли от $180 до $80 тыс., а также обещавшей возможность бесплатно арендовать авто. Однако для этого "покупателю" нужно было не только привлекать новых клиентов, но и вносить ежемесячные ($100) и ежегодные взносы. В конечном итоге Федеральный суд приостановил деятельность этой компании.

Кстати, даже при подключении к сети Интернет активно используется принцип MLM. Обращаясь к некоторым сервис-провайдерам (ISP), занимающимся подключением, среди прочих услуг вы обнаружите раздел "бонусы и скидки", в котором, например, за каждого нового абонента, привлеченного по вашей рекомендации, вам предоставят некоторое количество бесплатных часов (обычно 5), либо скидки при оплате услуг провайдера. В данном случае вы абсолютно ничего не потеряете, а то и сможете немного снизить затраты за пользование Интернетом.

Итак, сетевой маркетинг сегодня значительно "продвинулся" и стал довольно эффективным способом привлечения клиентов, увеличения прибыли и популярности компаний. Но если вы -- новичок в этом деле, будьте предельно осторожны, принимая решение, ведь грань между успехом и поражением в виртуальном пространстве порой очень призрачна.