1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№559 20.04.2000

ДРУЖЕЛЮБНАЯ УПАКОВКА

На первый взгляд выставка Anuga' 2000 (пищевые технологии и ингредиенты, Кельн, 10--15 апреля) так же далека от проблем нашей страны, как декабристы от народа. Но это лишь на первый взгляд. Хотя бы потому, что одним из авторитетных и традиционных участников этого представительного международного форума стала компания "Тетра Пак", в той или иной степени контролирующая не менее двух третей украинского рынка расфасованных жидких продуктов.

Ничто не говорит о том, что позиции шведского концерна могут ослабнуть в Украине по крайней мере в обозримой перспективе. Поэтому возможность ознакомиться с настоящим и будущим "Тетра Пак" была для "Сегодня" отнюдь не лишней. Дело в том, что по целому ряду причин "Тетра Пак" принципиально избегает участия в местных экспозициях. Достаточно того, что ни одна из даже самых представительных наших ярмарок не способна предложить птице столь высокого полета необходимые площади для показа новинок оборудования и технологий. Получить более или менее оформленное впечатление о таких грандах, как "Тетра Пак", можно только на ярмарках, подобных "Кельн-Мессе", где на десятках тысяч метров суперсовременных выставочных площадей раз в год сосредоточивается все лучшее, что придумано в мире для облегчения производства и, в конечном итоге, улучшения качества знакомых каждому с детства продуктов: молока, соков, "шипучей" воды. И где одна лишь экспозиция все того же "Тетра Пак" по своим масштабам вполне сопоставима с масштабами целой отечественной "пищевой" выставки. Причем экспозиция эта -- "живая": все установленные под сводами павильона технологические линии на глазах восторженной публики непрерывно выдавали готовые продукты.

Что новенького показал "Тетра Пак" миру? Да много чего. Даже неискушенного посетителя не мог не впечатлить громадный стенд с тысячами вариантов упаковок и упаковочек: каких угодно цветов и форм, разнообразного объема и назначения и из совершенно различных материалов -- вот во что превратился изобретенный еще в начале 50-х скромный "треугольный" (на самом деле тетрагональный) пакет для молока из ламинированной бумаги. Специалистов же особо интересовали не всегда впечатляющие внешне, но принципиально новые по сути своей разработки. Такие, как, к примеру, полимерная бутылка для пива. "Эка невидаль! -- скажете вы. -- У нас тоже пиво в пластик фасуют!". Это так. Однако новейшая ПЭТ-упаковка от "Тетра Пак" недаром называется барьерной. "В отличие от своих предшественниц, она, имея в составе кремниевую добавку, препятствует диффузии углекислоты через стенки бутылки -- таким образом пиво или любой другой напиток премиум-класса даже спустя продолжительное время достаются потребителю в том же виде, в каком были розлиты в чудо-тару", -- просветил Александр Письменный, руководитель отдела маркетинга "Тетра Пак Украина". По его мнению, значительный интерес представляет также сверхлегкая асептическая барьерная пластиковая тара и соответствующее оборудование для стерилизации и розлива всевозможных напитков: технология позволяет придавать готовой бутылке нужную форму (например, в виде "канистры" с удобной ручкой), при этом она мягкая и одновременно на зависть прочна.

И у стендов, и на пресс-конференции специалисты "Тетра Пак" постоянно делали акцент на многовариантности вскрытия картонных упаковок. Самые простые -- "картонки", опустошить которые можно, просто надорвав или надрезав уголок. Такие нам хорошо и давно известны. Не редкость для украинского покупателя и пакет сока, содержимое которого защищено сперва герметичной металлизированной отрывной мембраной, а затем и откидной крышечкой-"язычком": хороший способ защитить неиспользованное содержимое от пыли или мух. С недавних пор мы узнали, что такое упаковка "Тетра Топ" -- это дальнейшее развитие идеи "язычка", апробированное на скругленных пакетах био-кефира производства столичного ОАО "Галактон".

Пожалуй, это и все, что известно нашему покупателю. Между тем "Тетра Пак" предлагает еще массу разновидностей "горлышек". Особенно удобны те, что снабжены большими завинчивающимися крышечками: когда наливаешь напиток -- он не расплескивается, а если в пакете что-то еще остается -- герметично завинчивающаяся крышка не даст пролиться содержимому. Это очень удобно, но в целом несколько увеличивает конечную стоимость пакета кефира или сока: дороже стоит не только производство самой упаковки, но и перевозка готового сока или молока. Вот почему из разговоров с руководством "Тетра Пак" невольно явствовало, что массовая расфасовка в такие супер-удобные пакеты украинским напиткам в обозримом будущем "не светит". Как и появление в продаже такого же, как в развитых странах, асортимента того же молока: не только разной жирности, но и со всевозможными фруктовыми и витаминными добавками, свободное от холестерина, предназначенное специально для стариков или беременных... Конечно же, не в том причина, что невозможно смонтировать нужные производственные линии -- ведь это лишь дело техники. Сдерживает невысокая пока что покупательская способность наших сограждан. Сегодня отдать даже несколько лишних копеек за "крутую" упаковку для многих -- непозволительная роскошь.

Хотя, разве того, что уже есть, -- мало? Стараниями все того же "Тетра Пак" в Украине продолжает формироваться культура потребления качественного молока. Давным-давно, еще в пресловутые времена застоя, молоко длительного хранения благодаря пуску шведской линии перестало быть диковинкой. Однако достаточно долгое время такое молоко (не в последнюю очередь из-за нашего "ментального" неприятия всего нового) оставалось за бортом массового покупательского интереса. Мы по привычке пили молоко из бутылок и разливное из бочек, не очень-то задумываясь, что концентрация бактерий в нем в сотни, а то и тысячи раз превышала нормы, принятые в развитых странах. Мода на здоровый образ жизни очень удачно совпала у нас с появлением Т-молока -- молока длительного хранения, расфасованного по технологии "Тетра Пак". Произведенное разными предприятиями, оно сегодня объединено общей идеологией: чистота (а значит безопасность), сохранность ценных веществ благодаря использованию щадящего процесса "высокотемпературного импульса", удобство для потребителя. И Т-молоко останется одним из главных приоритетов "Тетра Пак" в Украине. Одно из намерений компании -- сделать его дешевле, а значит, доступнее для нашего потребителя.

Дитер Рудель, генеральный директор "Тетра Пак Украина", протянул мне необычный прямоугольный пакет, только что сошедший с выставочного конвейера. Приятно увесистый, он был из плотной белоснежной бумаги; на ощупь чувствовалось, что он многослойный. Если нанести на него яркий типографский рисунок, получится очень симпатичная "тара". Директор объяснил, что себестоимость молока длительного хранения в таком пакете гораздо ниже, чем в стандартной упаковке "Тетра Брик", и спросил: "Если в украинских магазинах будет предлагаться качественное молоко в такой вот таре и рядом -- обычное скоропортящееся в полиэтиленовой упаковке, причем почти по одной цене -- какое выберет покупатель?"

Как вы думаете, что я ему ответил?