1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№559 20.04.2000

А УТРОМ ВСЕ СПЛЯСАЛИ РЕЙВ

Две ночи подряд на Ришельевской вовсю кипела жизнь: вся богемная Одесса собралась в культурном центре "Украина", где звучали скрипки и саксофоны, эскимосские бубны и аккордеон, где играли на всем, из чего только можно извлекать звуки.

Вы когда-нибудь танцевали в шесть утра на дискотеке? Подозреваю, что вряд ли. После 48-часового музыкального марафона и двух бессонных ночей фестиваля "Два дня и две ночи новой музыки" все участники и гости из Австрии, Бельгии, Голландии, Франции, Швейцарии, Германии, Румынии, Литвы, Армении в возрасте "от 20 до 70" отплясывали танго, рок-н-ролл и даже рейв. Те, кто не выдержал испытания авангардом и ушел спать раньше, будут жалеть о столь необдуманном поступке целый год -- до следующего фестиваля.

Шесть лет назад на даче композитора Кармеллы Цепколенко в теплой компании музыкантов-энтузиастов во главе с профессором Фрайбургской консерватории Бернхардом Вульфом родилась идея фестиваля, какого еще нигде и никогда не было. Так возник проект нон-стоп-марафона "Два дня и две ночи новой музыки" в Одессе.

Уже неинтересно рассказывать о тех трудностях и том количестве писем и прошений в инстанции, через которые прошли авторы проекта -- Кармелла Цепколенко и ее муж, Александр Перепелица. Их поддержал фонд "Відродження", который до сих пор частично финансирует фестиваль, несмотря на все препятствия в виде "наезда" налоговой с требованиями отчитаться за три года. (?!) Фестиваль стал престижным... но в Европе. Благодаря ему, в репертуаре многих музыкантов с мировым именем появились сочинения украинских композиторов. В эти дни и ночи в Одессе рождаются не только дети, но и вполне взрослые интернациональные ансамбли.

Теперь уже организаторы опасаются не того, что публики не будет, а наоборот -- того, что ее будет слишком много. В зале можно видеть и "заморышей-очкариков", музыкантов и студентов, и "кислотную" молодежь, и старушек с горящим взглядом, с неподдельным интересом и нескрываемым удивлением восклицающих: "Эта музыка -- совсем как Гоголь написал!" Некоторым приходится стоять по несколько часов кряду, а кто-то удобно устраивается в турецкой позе на полу и медитирует под тихую музыку. Отыграв программу, в публику вливаются музыканты, которым только что кричали "Браво!" И все это действо длится до утра -- кто-то приходит, кто-то уходит, но около тысячи зрителей ежедневно бывает в зале, в котором как бы остановилось время -- вот уже шестой год он в лесах, это -- единственная, причем, непридуманная декорация фестиваля.

После интеллектуального заряда в виде авангардных находок Кельтерборна или Щетинского так живо и весело вливаются в процесс инуиты (эскимосы Канады) в дохах и с шаманскими бубнами! Тут и нежные девичьи песни, прыжки и хороводы, а для каждого бубна у ребят специальная колотушка. Открытия происходят ежесекундно: нынешний форум подарил публике имена скрипача Питера Шеппарда Скарведа (Великобритания), баяниста Теодоро Анцелотти (Германия), певицу Франсуазу Кюблер (Франция) и кларнетиста Кристиана Манкаша (Румыния) и уникальный ансамбль Клангеймлих (Швейцария). Здесь не проходит исполнение с листа или равнодушное озвучание написанного в нотах. Этой музыкой нужно жить, и тогда она дарит настоящие откровения и прекрасные эмоции. Кульминацией фестиваля стали премьеры сочинений Кармеллы Цепколенко -- "Соло-солиссимо" и "Двери настежь".

Ночная Одесса -- это что-то особенного! В каждом, самом маленьком кафе звучит музыка (в основном -- восточная), по улицам ходит нарядная публика, внимательные юноши заботливо обращаются к одиноким девушкам: "Вы не скучаете?" В общем, все как должно быть в самом музыкальном и веселом городе на свете!