1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№560 21.04.2000

"ТЕЛЕВИДЕНИЕ БОЛЬШЕ СВЯЗАНО С ГОЛОВОЙ, ЧЕМ С ЛИЦОМ..."

С культовыми программами на украинском телевидении не просто напряженка -- их практически нет. Разве что на 1+1 остались некоторые очаговые явления. "Монологи" -- одна из таких территорий, -- страна, где живут люди "базовых" мыслей и ощущений, где вечные ценности, хорошие манеры и правильная речь выглядят как нечто незыблемое и абсолютно естественное. И ее ведущий Анатолий Борсюк совсем не гость в этой стране, а ее давний гражданин.

"НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ КУЛЬТУРНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В БЕСКУЛЬТУРНОЙ СТРАНЕ"

-- Анатолий, когда-то вы возглавляли объединение "Четверг" на "Киевнаучфильме" и были руководителем и учителем многих известных сегодня режиссеров, в том числе и нынешнего своего начальника Александра Роднянского...

-- Я не "руководил" Роднянским и остальными, а скорее опекал... Что касается сегодняшнего дня, то на 1+1 я занимаюсь тем, что мне интересно. Разумеется, проработав 30 лет в кино, я привык к другому ритму жизни, нежели на телевидении. Мне в той прошлой жизни было комфортно. А когда пришел на ТВ, была достаточно болезненная ломка...

-- А в принципе вы человек внутренне пластичный?

-- Болезненно переживаю какое-либо давление со стороны. Даже при советской власти я занимался тем, что мало зависело от цензуры -- научно-популярным кино. А ТВ -- это, в первую очередь, большая политика и небольшая культура. Но все постепенно придет -- нельзя делать культурное телевидении в бескультурной стране.

"НЕ ХОТЕЛОСЬ ЛЕГКОГО ТРЕПА ПОД МУЗЫКУ В РЕСТОРАНЕ "БУДАПЕШТ"

-- До "Монологов" были другие проекты -- "Киноностальгия" и "Ночной разговор с женщиной", которые существовали достаточно недолго...

-- "Киноностальгия" существовала полтора года, а вот "Ночной разговор" разные причины привели к скоропостижной смерти. Он бы все равно закончился, потому что более тяжелой творческой работы в моей жизни не было. Во-первых, это было начало моей работы на телевидении, во-вторых -- моя роль в "ночном разговоре"... На первой же съемке я думал, что меня хватит удар...

-- С женщинами, наверное, в принципе трудно беседовать...

-- Дело не в этом. Меня все время подталкивали к тому, что умеет делать Мыкола Вересень. Он очень легкий собеседник и симпатичный человек... Кроме того, у него, как и у меня, две дочки... А я мучился со страшной силой, потому что не хотел кокетства, легкого трепа под музыку в ресторане "Будапешт". Возможно, поэтому все так быстро закончилось.

-- Телевизионщики в кулуарных беседах достаточно иронично отзываются о работе своих коллег. Есть какие-то персоны или программы на ТВ, которые вы смотрите с удовольствием?

-- Мне очень нравится Владимир Познер и Евгений Киселев. Я вообще люблю людей "с дистанцией". Никогда не любил киношников, которые, увидев слезы на глазах героя, обязательно снимают крупный план. Я всегда отводил камеру в сторону. Есть какие-то очень личные вещи, смакование которых -- дурной тон. Когда я снимал Познера, то был под большим впечатлением от его личности -- как он умеет излагать мысли, как он умеет себя вести.

-- Ведущий должен быть сексапилен?

-- Есть ведущие, которые без этого -- совсем ничто.

-- Человек воспринимает мир через инстинкт?

-- Наверное, да. Все зависит от того, что стоит на первом месте. Все хорошо в меру.

"УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК -- ЭТО МОЯ СЛАБОСТЬ"

-- Я не говорила, что это достаточное условие. Скорее необходимое.

-- Безусловно. Я никогда не думал об этом всерьез, но это все равно, наверное, важно. Ведущий должен нравиться. Можем назвать это "сексапильностью". Кстати, Амосов заразил меня своей "биологической теорией", в которой утверждает, что 80% поступков человека определяется его биологической природой. Когда мы говорим о телевидении -- это проецируется очень ясно. Мне хочется думать, что телевидение больше связано с головой, чем с лицом... Хотя, наверное, есть люди, на которых просто приятно смотреть и думать "от кого" у них костюм. Я, кстати, не могу вспомнить, как одет Познер...

-- Хорошо одет.

-- Ну, наверное. Я вообще люблю умных. Умный человек -- это моя слабость.

-- Каждая наша история (личная, профессиональная и т.д.) -- это сюжет для маленькой или большой пьесы. В какой части вашей профессиональной истории вы сейчас находитесь? И какими бы хотелось видеть кульминацию и эпилог? (Интересно, что заставляет человека задавать идиотские вопросы, трезво осознавая степень их идиотизма -- Авт.)

-- Если бы этот вопрос был не для газеты, его можно было бы пережить и даже ему порадоваться. Вы задаете вопрос, на который не может быть ответа -- в газете, во всяком случае. Наверное, я ничего не понял в жизни своей, потому что при всей моей склонности к рассчету и педантичности в работе никогда не греб руками, а плыл по воле волн. Горевал ли я об этом, когда уже мог осмыслить, когда обрастал обязательствами по отношению к другим людям -- не знаю...

-- Не горюйте. Самые лучшие в мире люди -- те, которые не знают завершения пьесы. Финал -- вовсе не наши заботы.

-- Скорее всего, это правда.