1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№561 22.04.2000

ЧЕРНОБЫЛЬ ПОД БОКОМ, А ОНИ ПАРОВОЗНОГО ДЫМА БОЯТСЯ

Избалованные качественной индустрией развлечений иностранцы, приезжая в Киев, приходят в восторг от... детской железной дороги. Правда, они не понимают, почему на остановках поезда не продают поп-корн, мороженое и сувениры, рядом нет хотя бы дюжины кафе, а в вагонах изрезаны сиденья и не хватает стекол в окнах...

В бывшем Союзе первая детская железная дорога появилась в Тбилиси еще до войны, в Киеве же на пустыре около Бабьего Яра, тогда окраине города, ее строительство началось в 50-м. Комсомольская стройка заняла три года, и уже 2 августа 1953-го дорогу торжественно открыли. В то время профессия машиниста была очень престижной, и узкоколейка вскоре стала популярнейшей кузницей железнодорожных кадров.

До конца 60-х было два "детских" поезда, которые двигались навстречу друг другу, разминались на одной из станций и делали три остановки. Но когда пустыри вокруг Бабьего Яра начали застраивать, город "оттяпал" станцию "Комсомольскую", построив на ее месте больницу. Дорога длиною в 3,1 км уменьшилась на 300 м и стала кольцевой.

Машинисты с детской "железки" преподавали в школах -- ежегодно несколько тысяч ребят практиковались на Сырце в вождении поезда. Сегодня в школе чуть больше сотни 12-15-летних парней и несколько девчонок. Ребята сами водят локомотивы, продают билеты, объявляют остановки, есть даже начальник станции. У всех -- форма и удостоверение юного железнодорожника (по нему можно бесплатно ездить в электричках).

-- В 1993 году дорогу хотели закрыть, -- рассказывает Анатолий Мищенко, начальник Киевской детской железной дороги, -- но мы ее отстояли. С тех пор еле держимся "на плаву". Дорогу ни разу за полвека не ремонтировали! Сейчас, наконец-то, разрабатывается программа реконструкции: необходимо восстановить обгонный путь, отремонтировать "полотно", построить новое депо, чтобы поезда и вагоны не стояли под открытым небом, где они страдают не столько от непогоды, сколько от хулиганов. Мы еле находим деньги на ремонт поездов, а чтобы обновить подвижный состав, необходимо более 3 млн. грн.

Детская железная дорога отличается от обыкновенной лишь размерами. "Хозяйство" ее состоит из двух стареньких локомотивов (третий стал жертвой охотников за цветными металлами), трех вагонов, пяти "стрелок" и 16 светофоров. До перестройки "на балансе" юных железнодорожников был даже настоящий паровоз, сохранившийся чуть ли не со времен революции. Но его "угнали" на один из сахарных заводов Винницкой области. Пару лет назад на экскурсию приехали туристы из Англии, один из них, будучи здесь не впервые, спросил, куда подевалась столь ценная вещь. В ответ услышал: "Паровоз загрязнял окружающую среду". "Да, -- изумился иностранец, -- загадочный славянский душа: Чернобыль под боком, а они паровозного дыма боятся"...

Кстати, в прошлом году по узкоколейке проехались около 10 тыс. киевлян. Для детей билет стоил 40 копеек, для взрослых -- 80. В этом году "такса" не изменится, а работать детская железная дорога будет со 2 мая и до конца лета по выходным.