Выпуск газеты Сегодня №№561 22.04.2000
ГЕНРИХ БОРОВИК: "МОЙ СЫН НЕ МОГ БЫТЬ ЗА ШТУРВАЛОМ УПАВШЕГО САМОЛЕТА"
-- Генрих Аверьянович, скажите, важно ли вам знать, что именно случилось в день смерти Артема, или трагическая потеря сына сделала для вас этот вопрос несущественным?
-- Мне многие говорят: "Зачем добиваться, узнавать -- что, как? Пусть идет, как идет". Но я не могу с этой мыслью согласиться, смириться. Наоборот, обязательно хочу знать, что произошло, потому что до сих пор не исключаю злого умысла. Я уже говорил, что нам было бы легче, и мне, и жене, и Марише, моей дочери, и всем нашим родным, если бы это был просто несчастный случай, что-то произошло с мотором или еще что-нибудь, то есть был бы, так сказать, Божий промысел. Но никак не получается доказать -- ни у тех, кто занимается этим официально, ни у журналистов из "Версии", которые ведут свое расследование, -- никак не получается доказать, что причина катастрофы -- несчастный случай.
-- Вы общаетесь с семьей Зии Бажаева?
-- Да, конечно. Вы знаете, с самого начала, как только произошла эта катастрофа, когда еще ничего не было известно, и еще никто ничего не знал, были заявления в том духе, что в этой истории возможен злой умысел, и что он был направлен против Бажаева, а не против Боровика. Как вы понимаете, мне тут пальма первенства в том, что злой умысел был направлен против моего сына, а не против Бажаева, не нужна. Но Бажаев -- очень неконфликтный человек, у него были нормальные отношения с тем кругом лиц, которых мы, скажем так, могли бы подозревать...
-- Но все же больше говорили об огромном количестве угроз в адрес Артема. Очень многим не нравились его журналистские расследования. Знаете, что меня еще поразило? Перед ним ведь не раз возникала опасность гибели. Он был на настоящей войне, где стреляют и убивают. Там, на войне, пронесло, а здесь, в мирной жизни, -- нет...
-- Да. Артем и в тыл ходил к душманам (тогда они назывались душманами, а уже позже -- моджахедами), и десантировался, и в засаде лежал со спецназом. А знаете, как он попал туда? Не сказав мне, пошел к маршалу Ахромееву, который был тогда начальником Генерального штаба, и попросил разрешения участвовать в боевых действиях. Тот спросил: "А отец знает?" Ну Темка и соврал, ответил: "Отец знает". На самом деле я не знал об этом, но потом мы вместе заговор совершили -- маме не сказали, что он собирается в Афганистан. Сказали об этом только накануне. Она, конечно, очень переживала. А я знал об этом раньше. Вот об Ахромееве только не знал, и когда сын уже там участвовал в боях, для меня это было... Ну, во-первых, я гордился сыном, но была, конечно, большая тревога.
-- Невозможно ведь привыкнуть к такому состоянию, что сын постоянно ходит по грани, по лезвию?
-- Вы знаете, каждый раз после того как выходила острая передача "Совершенно секретно" -- а они почти все были острые, или в газете "Совершенно секретно" либо в "Версии" что-то появлялось острое -- а там всегда было что-то острое, Галина Михайловна, моя жена, ходила с мокрым полотенцем на голове и долго приходила в себя.
-- Генрих Аверьянович, почему-то на федеральных телевизионных каналах какая-то странная тишина. Вас это не удивляет?
-- Меня это не удивляет, потому что я нахожу этому объяснение. Я понимаю, почему. Я думаю, они хотят, чтобы обо всем скорее забыли. Острота пройдет, у людей масса забот, естественно. Потом, посмотрите, сколько гибнет людей вокруг. Это ведь тоже имеет значение. Забудут, особенно если там, скажем, будет какая-то полуверсия о том, будто закрылки в самолете были выставлены на 10 градусов, а не на 20, и в этом, мол, вся причина... Хотя я знаю, что все летчики на "Яках" взлетают именно при 10 градусах. Я уже стал специалистом. Меня очень поразило, что 16 апреля газета "Аргументы и Факты", к которой я отношусь с глубоким уважением, вдруг вышла с шапкой на первой полосе, сообщающей, будто погибшим самолетом управлял Артем Боровик. Там, правда, поставлен вопросительный знак на случай, чтобы, так сказать, суд не придрался. А далее, на последней полосе, на самой популярной полоске, где вопросы и ответы, помещена статья без подписи, где сказано, что редакции "Совершенно секретно" стала известна совершенно новая версия, которая позволяет по-новому взглянуть на всю эту катастрофу. Якобы человек, близкий к компетентным кругам, -- не знаю, что они имеют в виду, видимо, спецслужбы -- и имеющий отношение к расследованию, сказал им, что Артем Боровик, у которого были права на управление легкими самолетами, упросил пилотов, и те пустили его на пилотское место, чтобы он поднял самолет. И в результате этого погибли 9 человек. Но я убежден, что это никак не могло быть правдой...
-- У Артема остались какие-то архивы. Наверняка вы будете ими заниматься?
-- Хорошо, что вы задали этот вопрос, потому что мы собираемся создать фонд имени Артема Боровика. Этот фонд будет служить тому, чтобы, во-первых, поощрять честную журналистику -- честную, острую, профессиональную и мастерскую журналистику. Мы учреждаем премию его имени. Девиз ее будет: "Честь, мужество и мастерство". Мы будем давать не больше двух, максимум трех премий в год. Ну и, конечно, мы издадим книгу к 40-летию Артема, к 15 сентября. Там будут опубликованы воспоминания о нем. Я обращаюсь ко всем, кто знал Артема: если кто-то хотел бы что-то рассказать, мы с удовольствием прочтем все письма, и если будет такая возможность, если это будет достаточно интересно, то мы с удовольствием опубликуем их в этой книге. Он все-таки был удивительно яркой личностью и о нем есть что рассказать людям.