1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№562 25.04.2000

МОЗГИ -- НА ПРОДАЖУ!

"В мире очень много денег. Их нужно только уметь взять", -- утверждает профессор Украинского государственного химико-технологического института Вильям Задорский. Уже полтора года он создает систему привлечения иностранных инвестиций в наш средний бизнес. И достиг некоторых успехов.

Средний и малый бизнес -- между прочим, основа экономически развитых стран -- у нас не развивается. Вроде бы приезжают делегации из-за рубежа, вроде бы и деньги предлагают -- сами! Но до реализации совместных проектов дело доходит редко. Почему? Академик Задорский утверждает, что у нас неправильно поставлена работа с потенциальными инвесторами. От нашего подхода к ней выгоду имеют только фирмы, которые за солидную плату -- от 1 до 5 тысяч долларов -- составляют бизнес-планы. Чиновники требуют их от предпринимателей, жаждущих инвестиций. Но...

-- Они никому не нужны, -- говорит Вильям Задорский. -- Хотя бы потому, что привлечение инвестиций не начинается с бизнес-плана, а заканчивается им. Кстати, во всем мире бизнес-план пишет не тот, кто просит деньги, а тот, кто их дает.

Так какая же информация нужна западному дяде с чемоданчиком купюр? Академик Задорский это выяснил, когда по договоренности с американцами -- создателями сайта "Украинский бизнес" начал размещать там электронные странички предприятий Днепропетровщины.

Во-первых, западного инвестора интересуют сведения о производственных площадях, качестве и возрасте оборудования (чаще всего именно об этом наши скромно умалчивают), транспортных коммуникациях вокруг него. Во-вторых, ему нужно предоставить проект, под который вам нужны деньги. А с проектами напряженка. Ведь как бывает? Приезжают в Днепропетровск итальянцы и собираются подарить $6 млн. на решение экологических проблем города, а наши на эти деньги предлагают провести экологический мониторинг.

-- Проект еще надо уметь преподнести, -- говорит академик Задорский. -- Ни один проект для среднего бизнеса на Западе не воспринимают серьезно, если в нем нет научного новшества или технологического ноу-хау. Причем, вы должны еще сообщить инвестору, как ваше открытие можно "коммерциализировать". Причем иногда не внедрять открытие в производство куда выгоднее! Скажем, изобрел я новую технологию обработки материалов под высоким давлением, которая позволяет обходиться без автоклавов. Ее с удовольствием купят... производители автоклавов, чтобы не модернизировать производство.

Но и это еще не все тонкости. Западный инвестор заинтересуется вашим ноу-хау, только если оно никогда не было запатентовано в Украине.

-- Дело в том, что патентование в Украине обрезает открытию все пути для его коммерческого использования за рубежом, -- убежден Вильям Задорский. -- Мы гордимся тем, что какое-то ноу-хау запатентовано у нас. А они говорят: раз запатентовали, у себя и пользуйтесь! На Западе готовы покупать патенты на разработки украинских ученых. И надо продавать! Только не тайно, как сейчас, за жалкую тысячу долларов, а открыто. Непатриотично, говорите? Ничего подобного, ведь тот же ученый получит, скажем, полмиллиона, из которых 30--40% отдаст в бюджет. Или патриотичнее запатентовать открытие, но не отдать никому и самим не воспользоваться? Государство пока что не приватизировало наши мозги, поэтому ими можно и нужно торговать.