1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№563 26.04.2000

НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ?

Сегодняшнее состояние украинских автодорог удручает. В чем причина такого запустения, отчего оказались на "голодном пайке" дорожные службы, ведь налог с владельцев автомобилей не отменялся, да и число машин, с которых оный взимается, неуклонно растет?

Недавно правительство почти в восемь раз сократило протяженность дорог, относящихся к категории сельских, и, соответственно, ремонтируемых государственным коштом. Тем самым держава признает, что не в состоянии поддерживать дорожное хозяйство в надлежащем техническом состоянии. Отныне только на 50 тысяч погонных километров распространяется привилегия обслуживания госкорпорацией "Укравтодор". Содержание прочих дорожных артерий полностью перекладывается на заинтересованные в них коллективные и новоиспеченные частные хозяйства. Пусть, мол, сами решают, тратиться ли им на переделку "украинского асфальта" (то бишь -- подсушенного солнцем чернозема), или по-прежнему нести потери драгоценной продукции, которые достигают порой 4 тысяч гривен на каждом километре бездорожья.

Однако переход под опеку "Укравтодора" часто-густо тоже не гарантирует, что вверенная ему магистраль будет вовремя и качественно отремонтирована. Коллегия Счетной палаты Украины проверила использование бюджетных средств корпорацией "Укравтодор" и пришла к выводу: имеется "нецелевое использование 8,9 млн. грн. и отвлечение на цели, не связанные с дорожным хозяйством, до 91 млн. грн.". При этом нормативные акты, регулирующие поступление и использование корпорацией бюджетных средств, позволяли ей фактически дублировать функции Минтранса, Минфина, органы Госказначейства и Государственной налоговой администрации, вследствие чего они оказались попросту не у дел. "Взвалив" на себя планирование, аккумулирование и распределение поступающих средств, "Укравтодор" стал по сути монополистом в этом сегменте пока еще народного хозяйства, обеспечивая содержание своих структурных подразделений, независимо от их форм собственности, за счет государственного и местных бюджетов.

О том, как обстоят дела на местах, нам поведал начальник житомирского управления по ремонту и эксплуатации автодорог Иван Химчук.

-- Иван Иванович, не кажется ли вам, что дороги в вашем хозяйстве, мягко говоря, плоховаты?

-- Я знаю, но это не наша вина. Наше управление является владельцем областных дорог, связывающих Житомир с райцентрами и последние между собой -- а это 7390 километров. В год мы обязаны отремонтировать 2 тыс. км, из них 500--600 км -- капитально. И мощности соответствующие имеем: РСУ, асфальто-бетонные заводы и битумные базы, сами изготавливаем дорожные знаки. Но все это хозяйство испытывает острый финансовый голод. В результате за прошлый год удалось сделать лишь 473 км, с капремонтом -- 18 км. Кстати, среди наших "подопечных" числятся еще 423 моста и 90 км трубопроводов.

-- Неужели и на мелкий ремонт не хватает, ведь не автобаны же строим?

-- Хоть и не автобаны, а битум, щебень и асфальт, простите за каламбур, на дороге не валяются. Тонна битума нынче стоит 500 грн., асфальта -- 100, а на километр капремонта уходит до 100 т асфальта и 30 т битума. Это при том, что наши стандарты далеки от зарубежных. Посудите сами: у нас на 20 см песка положено класть 20 см щебня и 5 см асфальта, а за границей только асфальта -- 12 см, щебня под ним -- все 30.

Кстати, 1 января закончилось действие старого закона о финансировании дорожного хозяйства, а новый в силу пока не вступил. Вот и сидим второй месяц без копья. А ведь за последние восемь лет финансирование и так сократилось в 15 раз! Не надо быть специалистом, чтобы понять: экономия на "косметическом" ремонте дорог приведет державу к гораздо большим потерям.