1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№566 29.04.2000

"НЕ БЫВАЕТ РАДОСТИ ОТ АЛКОГОЛЯ БЕЗ ПОХМЕЛЬЯ"

Вот нравится мне Лев Юрьевич Новоженов (ведущий "Сегоднячко" на НТВ). Хотя, с чего бы это? Во-первых, человек он уже не очень молодой, во-вторых, восхищаться окружающей действительностью не склонен, в-третьих, обмануть его не представляется возможным, в-четвертых, любит поиграть с собеседником как кошка с мышкой, и ощущения эти не должны бодрить собеседника. Но меня почему-то бодрят. А потом, замечательно ведь, что мир настолько разноообразен.

Разговор этот произошел на съемках программы "Фонтан-клуб" (1+1).

"Я НИКОМУ НЕ ОТКРЫВАЮ ГЛАЗА И НЕ ПИШУ ДЛЯ ПОТОМКОВ"

-- Лев Юрьевич, мои знания о вас почерпнуты, в основном, из вашей же книги "О "Времечке" и о себе"...

-- Она вышла два года назад и была написана не совсем по моей инициативе. Было предложение от одного хорошего издательства...

-- Знаете, книга эта мне показалась очень локальной историей и с очень частными соображениями одного, отдельно взятого, человека, работающего на телевидении...

-- (Обиженно.) Вы понимаете, книга эта -- наполовину журналистская. Она очень связанная с тем временем, в которые выходила. У меня не было претензий "писать для потомков", для всех людей в мире, открывать кому-то глаза... Да, я рассказываю локальную историю, в которой я участвовал, но предполагаю при этом, что кто-то может извлечь из нее урок... Ведь моя история достаточно типична: профессия продюсера предполагает, что человек пьет кровь из более молодых и свежих людей. Напившись, людей выбрасывает. Поэтому такая вышла книга, и она вовсе не является теоретическими исследованиями по телевидению. Опыт поколений я не обобщал.

"ЖИЗНЬ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ"

-- В книге вы пишете, что "Времечко" придумал Дмитрий Дибров -- появилась идея давать людям каждый день такие незамысловатые истории, бытовые страсти...

-- Это не совсем так. Дибров мне предложил сделать информационную программу... Понимаете, существует некое противоречие между людьми пишущими и "электронными", пишущие люди думают, что все исчерпывается словом. На самом деле, телевидение -- это, прежде всего, картинка, интонация, жест, взгляд, а "мысль изреченная -- есть ложь". Что касается незамысловатости наших историй, то простота -- это не всегда плохо, притча тоже очень проста. Концепцию программы мы строили на том, что в частной жизни человека происходит много всего, что можно считать информацией. Не обязательно речь должна идти о проблемах правительства или народов. Главное противоречие и странность русской жизни в том, что все подчинено как бы государственным целям, отдельный человек никого не интересует. На этом противоречии мы и построили программу.

-- Выходить каждый день в прямой эфир -- каторжный труд. Неужели не устали? Как вы боретесь с этим? Насколько я знаю, вы не плаваете с аквалангом, не колетесь, много не пьете...

-- (Оживленно.) Жена считает, что много. Любое удовольствие, которое становится работой, перестает быть таковым. Даже секс.

-- Ну сексом вы можете заниматься, когда хотите, а ежедневный выход в эфир отменить трудно.

-- Единственный способ избавиться от этой усталости -- переменить форму деятельности, что-то изменить в себе...

-- И все же, в определенном возрасте, наверное, лень что-то менять в себе?

-- (Ласково.) Ну почему "в определенном возрасте"? Лень всегда, лень -- это нормальное состояние человека. Но есть удовольствия, которые добываются только при помощи каких-то усилий.

-- (Еще ласковее.) Скажем прямо, все удовольствия (если, конечно, они настоящие) добываются при помощи некоторых усилий.

-- Ну-у-у... в общем-то да. Что касается работы, то усталость -- это неизбежное зло. Не бывает радости от алкоголя без похмелья. Диалектика жизни -- ничего с этим не поделаешь.

"ГЛУПОСТЬ -- ЕСТЬ ВЫСШАЯ ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА"

-- Лев Юрьевич, вы привели с собой людей не телевизионного формата в привычном понимании. Это произошло осмысленно или интуитивно?

-- Они, правда, необычные. С одной стороны, это была моя идея, с другой -- это получилось само собой, потому что случилось не в одну секунду. У идеи "Времечка" есть что-то мистическое -- она притягивала определенных людей с конкретным имиджем. Стояла дурацкая, общая задача -- сделать то, чего не было. В результате появился волосатый, самовлюбленный Игорь Воеводин, он чем-то похож на Портоса для бедных -- любит побрякушки и блестящие вещи. Когда я его увидел, подумал:"Почему бы и нет?". Потом возник Алексей Эйбоженко, сын нашего известного безвременно ушедшего актера. Ему 26 лет, но выглядит он на 35. Чем-то похож на Чичикова -- сам себе на уме, холеный, полирующий ногти. Есть Константин Цивилев -- это такой Чонкин 2000-го года. Такой дурачок в том смысле, что глупость -- это высшая форма человеческого разума. Такое замечательное простодушие...

-- Вы с таким упоением говорите о мужской части вашей команды. Но с ними то как раз все более или менее ясно. Гораздо больше меня всегда интересовала функция ваших девушек в эфире. Они все очень хорошенькие, но достаточно молчаливые...

-- Понимаете, говорящая телевизионная женщина (типа Шараповой или Сорокиной) -- это такая ...м-м-м.. родина-мать, что ли.

-- Интересное сравнение.

-- Такие женщины не для нашей программы. Есть очень умные женщины, которые могут сформулировать, которые хорошо говорят...

-- Вы произносите это с плохо скрываемым отвращением.

-- (Смеется.) Нет, почему! Я люблю умных женщин! Лично я! Но они не для нашей программы, вот в чем дело. Вообще ум женщины -- в умении нравиться мужчинам.

-- В том числе.

-- В том числе.

"В РОССИИ ШУТОМ БЫТЬ ОЧЕНЬ СЛОЖНО"

-- Ходят слухи, что вы человек капризный, с подчиненными обращаетесь как Карабас-Барабас.

-- Наташа, это как в любом редакционном коллективе, который всегда склонен к распаду. Ну, согласитесь! Должен быть кто-то, шеф, который цементирует это все. Конечно, всякое бывает.

-- Претендует кто-то время от времени на первенство?

-- Конечно! У всех свои заморочки. В России шутом быть очень сложно, практически невозможно... У нас любят серьезных.

-- Можно поспорить. Вон Николай Фоменко какой всенародной любовью пользуется.

-- История с Фоменко не совсем такая... Он -- разрешенный шут. Его формы юмора понятны людям, которые решают, кто будет шутом, а кто нет. Другие формы им непонятны, а потому кажутся опасными. Так же раньше позволялось Никулину... Шутки Фоменко -- из "Литгазеты" 20-летней давности.

-- А, может, это просто от фарта зависит -- "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил"?

-- Не в этом дело -- просто вакантных мест немного. Но все равно на подходе уже новые люди, новое поколение...

-- А вас, в контексте личной карьеры, не тревожит тот факт, что приходят новые люди?

-- Как каждый человек не хочет умирать, так и мне хочется продлить творческую жизнь. Есть много способов это сделать.

-- Поделитесь -- как?

-- Можно сбиваться в поколение. Можно просто взять и наплевать, вспомнив, что кое-кто написал лучшие книги или музыку после 40--50. Понимаешь, у нас герантофобское общество, мы не уважаем стариков. Я иногда думаю, хорошо, что у нас такая небольшая продолжительность жизни. В Америке к людям относятся "по факту": неважно сколько тебе лет, важно -- можешь ты или не можешь. Главное -- товар, а не декларации.

-- Вы себя считаете человеком маргинальным или, все-таки больше, человеком корпорации?

-- Скорее, маргинальным. Я никогда не мог и не хотел прибиваться к стаям -- поколенческим, цеховым и т.д. Видно, свойство характера.

-- Вы часто задаете себе вопрос "Ради чего это все -- с карьерой, друзьями, женщинами -- было?" Как правило, ведь ничего не остается.

-- Права, конечно... (Оживленно.) Все равно в этом есть какой-то общий замысел, какая-то логика. Даже в этом мире хаоса. Есть какая-то правдивость...

-- Любите правдивых людей?

-- Скорее, искренних. Вижу, что вы понимаете разницу. У меня теща была: говорила людям обидные вещи и оправдывала это тем, что говорит правду. Есть большая разница между правдой и истиной: правда -- это то, что лежит на поверхности фактов, а истина -- умение заглянуть в суть вещей. Далеко не всегда это совпадает.

-- Какой сценарий для вас важнее -- карьерный, профессиональный или личный?

-- Понимаешь... мы всегда заглядываем в глаза женщине, чтобы увидеть там себя самих... Мы всегда много работаем, чтобы заслужить одобрение женщины... А получаем его для того, чтобы продолжать заниматься своим любимым делом.