1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№567 05.05.2000

"ЗАЧЕМ СЛОВА? ПУСТЬ ГУБЫ ОНЕМЕЮТ"

Недавно один модный московский продюсер и телеведущий убеждал меня, что на ТВ слова не имеют абсолютно никакого значения -- важны картинка, костюм, поворот головы. "Мысль изреченная есть ложь",-- объяснял он мне терпеливо... Допустим. С "ложью" еще кое-как можно согласиться: применительно к нашему телевидению ее просто навалом.

В состояние полного и бесповоротного изумления приводит другое: все чаще на наших экранах это не только "ложь", но просто бездарный, скучный, бессмысленный бред. Вспоминается злая шутка Жванецкого:"Когда она поет -- хочется сесть ей на лицо".

Например, ТРК "Киев" каждую пятницу в "Ночном канале" предлагает зрителям интервью с известными людьми. Резвые вопросы задает ведущий Валентин Тарасов, особенно почему-то его интересуют проблемы интимной жизни соотечественников -- да так, что задает аналогичные вопросы практически каждому своему гостю. Например, Олега Бийму в последней программе он спросил:"Что вы посоветуете нашим телезрителям в плане эротики?". Не знаю, известно ли актеру и драматургу Тарасову, что в русском языке "советовать в плане" ничего нельзя, но то, что Бийма режиссер, а не сексопатолог он знает наверняка. Правда, Олег Иванович не растерялся и бодро пожелал всем любви, потому что без нее, дескать, никакой эротики быть не может. Опасное, надо сказать, заблуждение. Знал бы он, что очень даже "может", глядишь и снял бы "Последнее танго в Париже" или еще что-нибудь в этом роде. Но это неважно.

Дождавшись "Доброй ночи, Украина" (ТРК "Эра"), мезантропы могут потешить свою душеньку сколь угодно. На днях программа представила, например, музыкантов из Мариуполя. Продюсер так объяснил свой порыв с ними сотрудничать:"Я увидел людей с нормальными лицами, которые нормально говорят и захотелось им помочь". Тут же один из трех с "нормальными лицами" пересказывал содержание их последнего клипа (добавьте к этому глухое, южнорусское "гэ"): "Жена главного героя убегает от него ко мне... Герой это замечает и грустит... Потом я от нее убегаю и уже грустит она..". По ходу этого монолога у меня возникает несколько вопросов. Во-первых, может этот герой так поздно заметил уход жены потому, что не мог поверить своему счастью и грусть только имитирует, а во-вторых, как же тогда говорят люди с "ненормальными" лицами?

После мариупольских ребят появилась джазовая певица. Она тоже больше говорила, чем пела. И, честно говоря, то, что девушка (судя по звукоизвлечению) не Элла Фитцжеральд -- полбеды, гораздо грустнее, что она настойчиво повторяла "в прынципе" и еще что-то в этом роде.

Что грустно, неадекватные вещи в эфире произносят не только гости. В среду телекомпания ТВ-Табачук предоставила слово руководителю дружественного НТУ: г-н Кучменко долго и очень эмоционально рассказывал телезрителям о судебной тяжбе по поводу выселения его телекомпании из здания Дома профсоюзов. Не берусь судить кто в этой ситуации прав и виноват, однако это не избавляет выступающего от обязанности делать правильные ударения в словах и быть вежливым по отношению к оппонентам. Скажем, когда судью, которая ведет дело, называют "ця жіночка з суддівською освітою", доверия к оратору это не добавляет.

Владимир Цендровский, традиционный ведущий "Диалогов" (НАРТ) тоже любит что-нибудь "этакое" в эфире завернуть. Намедни, обсуждая с гостем-депутатом отношения к ветеранам войн, он вдруг сказал:"Давайте пофантазуємо". А что, дескать, если бы Президент и депутаты ввели бы обязательные фуршеты для ветеранов? "Як систему" -- мечтательно добавляет Владимир Андреевич. Еще Владимир Цендровский считает, что нужно "навести лад в пам"яті та історії". Может, лучше начать с собственных формулировок? Тогда и с памятью будет полегче.

... Бесспорно, телевизионная картинка важна. Но как было бы интересно еще и слушать что говорят наши "телевизионные лица". Слушать, а не погружаться в мрачные размышления о том, что неплохо было бы кое-кому и "на лицо сесть".