1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №№567 05.05.2000

ОНИ СЧИТАЮТ, ЧТО БУДУТ БАНКИРАМИ. КАК ТУХАЧЕВСКИЙ

Когда ехал в Коростень, разумом понимал, что и здесь живут достойные люди, и здесь читают книги и растят детей. Но то, что я увидел под вечер, превзошло все мои фантазии. Мрачный вокзал встретил мусором и пьяными людьми. Двигавшиеся мне навстречу одиночки и пары, казалось, поголовно пребывали в состоянии полной "амнезии". В центре города возвышалось огромное многоэтажное здание с выбитыми окнами. Когда-то здесь собирались сделать общежитие профтехучилища, но не достроив, решили предоставить дом чернобыльцам-переселенцам. Впрочем, те заселять его не торопятся. И стоит этот дом, как символ "обустроенности" Коростеня.

По признанию самих коростенцев, более двух третей трудоспособных горожан -- безработные, а почти все предприятия -- на грани закрытия. Я шел грязными улочками и слушал моего собеседника: "Понимаешь, работать у нас негде. А если и есть, то зарплата -- символическая. Вот и остается -- либо "бухать", либо колоться. Я знаю несколько молодых ребят-учителей, которые каждый вечер выпивают литр самогонки, лишь бы отключиться от всего. Здесь, в Коростене, особая "безнадега". Какие чернобыльские льготы!? Смеешься, что ли?!"

На следующий день я решил посетить одну из сельских школ, расположенную в десяти километрах от города. Местные жители предупредили меня о трудности предприятия: до села практически не на чем доехать. Около сорока деревень обслуживают семь автобусных маршрутов. И приходится школьникам добираться на занятия собственными силами: кто на велосипеде, кто на подводе, а то и вовсе пешком. По статистике, в Коростенском районе на сегодняшний день насчитывается 43 сельские школы. Отдельные учебные заведения ставят довольно грустные рекорды по количеству учащихся -- около 30 человек на всю школу! В некоторых классах можно насчитать... аж 3--4 ученика. Тяжелее всего приходится начальным школам в отдаленных селах и хуторах. Причина еще и в том, что дети, просто не хотят учиться.

В тот день в нужном мне направлении автобусы не ходили, выручил какой-то сердобольный водитель, смущенно взяв за услугу гривню. Школа представляла из себя чудом не рухнувший барак военной постройки. Директор школы провел меня полуобвалившимися коридорами, где температура была значительно ниже, чем на улице. О какой-либо материальной базе говорить было бесполезно -- нищета ужасающая. Вскоре представилась уникальная возможность познакомиться с учениками старших классов.

Оправившись от шока (преподаватель физкультуры рассказал о двух учениках седьмого и восьмого классов, явившихся на урок вдрызг пьяными, и случившемся с ними в спортзале конфузе; долго решали -- кто будет убирать), я зашел на урок в одиннадцатиклассникам. Сцена объяснения в любви из романа "Милый друг" Мопассана в изложении одного из лучших учеников меня от души повеселила: "Він сів у карету і спитав її: "Чи можно до вашего бедра прислонитися?" Вона сказала: "Да!" І він пронизливо закричав: "Тоді я кохаю вас". Согласитесь, действительно "пронзительно" рассказано семнадцатилетним парнем. Далее шел анализ контрольных работ, и ученики, гогоча и смачно матерясь, отвечали учителю, что учиться им ни к чему. Они, дескать, будут банкирами. "Практически все ребята, -- рассказал позже преподаватель, -- идут на твердую тройку-двойку. И их это не смущает. А если вас удивил мат на уроке, то я к этому уже привык".

Когда до конца урока оставалось минут десять, я попросил преподавателя оставшееся время выделить мне для разговора с учениками. Задал им несколько простых вопросов:

1. Когда началась Вторая мировая война? -- В ответ унылое молчание, наконец кто-то несмело произнес: "В октябре или ноябре 39-го".

2. Что такое "потенция"? -- Вариантов хватало: воля, ум, храбрость, отвага. А один даже ответил, что "це коли людина не розгубилася у трудну хвилину".

3. Кем был Тухачевский? -- Тут выпускники задумались, отвечали наощупь: композитор, летчик, художник, физик, банкир.

4. Что вы знаете о Джугашвили? -- Мало знали: то ли футболист, то ли певец.

5. Где родился Ленин и кем он был? -- Оказалось, каким-то мстителем или подпольщиком, а родился в Москве.

6. Кого из современных певцов вы считаете гениальным? -- К таковым отнесли Киркорова, Ротару, Земфиру, Могилевскую.

7. Что означает поговорка--не рой яму другому -- сам попадешься? -- Один из вариантов был просто грандиозным: "Не лезь туда, куда не просят".

8. Кто такой Хемингуэй? -- Класс долго молчал по причине того, что даже фамилию выговорить был не в состоянии. Потом какой-то местный "стецько" с первой парты, почесав затылок, откровенно выпалил: "Х... його знає!"

Из школы я вышел в состоянии легкого помешательства, испытывая жуткий ужас от того, что десять минут назад я беседовал "з нашим майбутнім". Они будут поднимать экономику, развивать культуру, заседать в парламенте. Конечно, проще не думать о том, что где-то это существует -- сельская школа в "Нью-Васюках". Но, боюсь, подобных школ сегодня немало. И это грустно.