Выпуск газеты Сегодня №69 (570) за 12.05.2000
"РЫБНИКОВ НИКОГДА НЕ ДАВАЛ ПОВОДА ДЛЯ РЕВНОСТИ"
Мы встречались всего лишь один раз, но с первой же ее фразы: "Здравствуйте, девочки" и до последней: "До встречи", нас не покидало ощущение уюта и искренности. Ведь недаром ее муж, Николай Рыбников, любимец женщин всего Советского Союза, всю жизнь любил только одну женщину -- Аллу Ларионову. Наверное, не только за красоту. Умерли они одинаково. Алла Ларионова, пережив своего мужа на девять лет, тоже, как и он, тихо "ушла" во сне.
-- Если бы вам пришлось написать рассказ о вашей совместной жизни, что бы вы в первую очередь вспомнили?
-- Это огромной книги не хватит, чтобы все вспомнить, потому что мы с Колей прожили очень большую жизнь. Кроме того, что мы 34 года были женаты, мы и учились на одном курсе у замечательных педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Поэтому, уж как я его хорошо знала, можете себе представить. Меня спрашивали: "Вы вместе снимались -- интересно ли с ним работать?". Я не знала, что ответить, потому что, с одной стороны было легко и просто, а с другой стороны -- не было какой-то загадки, без которой не так интересно.
-- Вы еще в институте соединили свои судьбы?
-- Нет, это случилось позже. В институте он мне очень нравился, но он был влюблен в другую девочку, и на меня совсем не обращал внимания. Я очень по этому поводу переживала. Еще студенткой я стала сниматься, на последних курсах редко бывала на занятиях -- уже тогда была очень востребована, как актриса. Из шести фильмов, которые снимал тогда "Мосфильм", я была занята сразу в двух. Для студентки это было, конечно, приятно и ответственно. А после института мы как-то все "разлетелись". О Коле я вообще долго ничего не слышала. И вдруг он стал звонить, появляться у нас дома. Он был знаком с моими родителями, братом. Они, кстати, его очень любили и всегда считали родным, так как он рано потерял родителей. Я тогда много путешествовала -- представляла картины на разных фестивалях и у нас, и заграницей. И он стал меня "бомбить" телеграммами всегда одного содержания: "Помню, люблю, целую". Длилось это лет шесть... А закончилось тем, что он нашел момент, когда я снималась в Минске, приехал перед Новым годом ко мне, и мы 2 января пошли и расписались. Через два дня он улетел на съемки фильма "Высота" в Днепродзержинск. Помню, мне потом рассказывали, что его ругали за эту отлучку со съемок: мол, подводишь коллектив. А он показал штамп в паспорте, и все стали его поздравлять, так как на свадьбу полагалось три дня отпуска. Вот он их и использовал. Я ему сказала: "Приезжай сразу же к нам домой, что же ты будешь скитаться". Ведь не москвич -- снимал какие-то комнаты, по общежитиям вечно. Ему вообще все очень трудно давалось. Он был одержимым человеком, много и с удовольствием работал. Еще в институте самозабвенно и талантливо играл в "Юности Петра" в постановке Герасимова. Эта студенческая работа стала театральным событием в Москве. Посмотреть Рыбникова-Петра съезжалась вся культурная общественность.
-- Вы, наверное, много писем получали, ведь раньше любили писать любимым популярным артистам?
-- Да, конечно, письма мешками получали: популярность действительно была бешеная. Ведь кино в то время было в расцвете: каждого артиста узнавали, а уж если снялся в нескольких главных ролях, то взоры устремлялись на тебя со всех сторон.
-- Все-таки, как важно, чтобы тебя любили.
-- Это действительно так. И это не потому, что я считаю себя такой необыкновенной, просто Коля был однолюб. Все вокруг это отмечали: для него вообще никто не существовал вокруг, кроме меня. Это, с одной стороны, было приятно, а с другой -- я была спокойна, что ли. У нас был очень гостеприимный дом. Когда Коля снялся в фильме "Хоккеисты", почти все спортсмены, тренеры побывали у нас в квартире. А квартира была хорошая, с камином, здесь любили бывать композиторы, поэты, космонавты. Кого только у нас не было! Часто приходили в гости шахматисты -- Таль, Геллер, Спасский, и Коля устраивал шахматные "турниры". Когда сам проигрывал, то плакал, а когда смотрел футбол или хоккей, то пил валокордин -- такой был эмоциональный. Он каждый раз придумывал новое блюдо, а фирменным блюдом всегда были пельмени, поскольку мы все были "зимними" по дню рождения. Он как-то мне сказал: "Лапуся, (он меня так называл), сядь, сшей фартуки". Я сшила, и когда к нам приходили гости, все надевали эти фартучки и садились лепить пельмени. Было весело и вкусно. Николай любил сам ходить на рынок, а главное -- выбирать и торговаться, его интересовала не выгода, а сам процесс. У нас две дочери, и он с ими очень много занимался, даже больше, чем я.
-- Вы много раз бывали в Украине с концертами, выступлениями.
-- Да. Была такая организация -- "Бюро пропаганды советского киноискусства". Мы объездили... даже страшно подумать сколько! И отовсюду привозили книги, нашу с Колей библиотеку называли "библиотекой Союза". А в Украину чаще всего приезжали в Запорожье и Киев. Я его ведь тоже считаю родным, ведь здесь родилась моя мама. А в Запорожье Коля снимался в "Весне на Заречной улице". Мне нравилось, что в этом городе я везде была просто женой Рыбникова, а не наоборот. Его там любили безумно. Коля часто говорил: "Еду домой", то есть, в Запорожье.
P.S. Алла Ларионова оказалась талантливой рассказчицей, и очень жаль, что она не оставила воспоминаний, ведь как она сама говорила: "Я прожила интересную жизнь, мне есть что вспомнить".