1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (570) за 12.05.2000

ТАЙНА ИСЧЕЗНУВШЕГО АН-28

Накануне 2000 года из аэропорта Жуляны в Анкару вылетел Ан-28 с украинским экипажем в составе шести человек. К месту назначения он не прибыл. Новый год родные летчиков встречали без своих глав семейств. Тревожные получились праздники. Информация о судьбе команды Ан-28 поступала самая противоречивая, зачастую построенная на слухах или догадках. Поэтому жены пилотов начали собственное расследование.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

По маршруту Киев -- Анкара самолет вылетел 27 декабря в 11.10. Из-за плохих метеоусловий он вынужден был сесть в аэропорту города Николаева. На следующий день Ан-28 полетел дальше -- по маршруту Николаев -- Инеболу -- Анкара. В 16.15 наземный авиадиспетчер зафиксировал поломку радиовысотомера вторичной локации на борту самолета. 16.50 -- самолет вышел из зоны ответственности Украины. 16.52 -- радиолокационная отметка самолета исчезла. Связь утрачена. В 18.15 турецкая сторона сообщила об исчезновении украинского самолета. По одной из версий, он пропал приблизительно в 70 км от берега. По другой -- расстояние от берега было 7 -- 9 км. По третьей -- экипаж исчез в районе турецкого города Инеболу.

ЗАГАДКА ПРОПАВШЕГО ЭКИПАЖА

У жены второго пилота Ан-28 Тамары Мовчуненко были все основания для тревоги уже утром 28 декабря. С мужем она договорилась, что он позвонит ей из Турции, как только прилетит в Анкару. К тревоге за судьбу мужа примешалось и удивление. Как он мог, имея в кармане мобильный телефон, не связываться с ней целые сутки? На него это было совсем не похоже.

Сразу после того, как стало известно о пропаже Ан-28, Тамаре позвонили друзья и сообщили о том, что по их просьбе знакомый турок, работающий в одной из авиакомпаний, связался с диспетчерами в Анкаре. А те якобы сообщили, что связь с самолетом была, и командиру экипажа дали разрешение сесть в Синопе на военный аэродром.

Однажды ученик киевской школы №96, копаясь в Интернете, увидел такое сообщение: "Шесть часов назад истребителями был посажен на авианосец украинский самолет АН-28". Всерьез у жен летчиков возникло ощущение, что дело с исчезновением воздушного судна таит в себе какую-то тайну, когда бывший работник украинского консульства в Анкаре, связавшись со своими турецкими друзьями, узнал, что министр путей сообщения Турции якобы заявил: украинское судно вообще не пересекало турецкую воздушную границу.

31 декабря брат Тамары, находящийся на учебе в Бельгии, сделал частный запрос в Турцию, а 1 января ему пришел факс, в котором говорилось, что обнаружены обломки самолета и тела летчиков, причем весь экипаж был перечислен поименно. В украинском консульстве в Анкаре эту информацию опровергли. Впрочем, далее последовала целая череда сообщений в масс-медиа, касающихся украинских летчиков. Приходили и вести из-за рубежа. Знакомые, живущие в Палестине, рассказали Тамаре о том, что по местному радио в последних новостях прошла информация об удержании Ан-28 турецкой стороной.

"БЕССЛЕДНО САМОЛЕТ ИСЧЕЗНУТЬ НЕ МОГ"

Жена командира экипажа Виктора Савченко Юлия Трофимова уверена, что катастрофы не было. Ан-28 не та машина, что может исчезнуть бесследно, считает она. Это уникальный по своим аэродинамическим свойствам самолет. Отдельные его части сделаны из сверхлегких материалов. Он может садиться на воду. Кроме того, для перелета в Анкару на борту корабля был установлен дополнительный бак с горючим на 900 литров. "Специалисты в один голос утверждают, что в случае катастрофы на море было бы масляное пятно, а отсутствие каких-либо материальных следов падения свидетельствует в пользу того, что катастрофы не было", -- говорит Юлия Павловна.

Уверенность жены командира в том, что летчики живы, подкрепляет и неофициальная информация, полученная ею якобы от кого-то из сотрудников департамента авиационного транспорта. Интересно, что и владелец самолета -- гражданин Польши Станислав Марковский -- по своим каналам получил такую же информацию: самолет цел, командир жив и якобы даже связывался с департаментом. Сейчас же хозяин Ан-28, заключивший с украинскими летчиками контракт на перегонку самолета, передал пакет документов в страховую компанию, которая проводит по этому делу свое независимое расследование.

"Что-то произошло в Николаеве, -- считает Юлия Павловна, -- и с этим связана какая-то тайна, которую хотят сохранить. А как объяснить то, что пропало шесть граждан Украины, но ни один украинский самолет не вылетел на их поиски?"

"УКРАИНЦЫ ЗА РУБЕЖОМ НЕ ЗАЩИЩЕНЫ"

После долгих хождений по чиновничьим кабинетам женщины обратились к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека Нине Карпачевой. В прошлом году при ее активном участии удалось вернуть на родину 50 украинских моряков. 23 из них около двух лет удерживались в Нигерии. Нина Ивановна сразу же связалась с послом Украины в Турции. Г-н Моцик в телефонном разговоре с украинским омбудсменом сообщил о том, что посольство держит постоянный контакт с госструктурами Турции. По его словам, турецкие службы буквально прочесали всю морскую акваторию в радиусе 50 миль от берега и сухопутную часть в районе города Инеболу. На море поиски официально уже прекращены. Но они проводятся в режиме несения патрульной службы суднами береговой охраны. На суше поиски продолжаются силами жандармерии.

Нина Карпачева пообещала сделать все от нее возможное, чтобы МинЧС отправил наконец на поиски украинских граждан специально снаряженный Ан-30. Семьи летчиков, убеждена омбудсмен, нуждаются также в моральной поддержке ,и государство не имеет право оставлять человека наедине со своей бедой. По ее мнению, если ни на море, ни на суше поиски пропавшего Ан-28 не дали результата, значит все говорит о том, что люди действительно могут быть живы. Поэтому успокаиваться рано. Нужно искать...