1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №69 (570) за 12.05.2000

ТОПЛИВО? НА СВАЛКУ!

Разруха, по профессору Преображенскому, начинается в голове. И только потом отражается на окружающей действительности. Подобные ассоциации возникают в связи с перманентным украинским энергетическим кризисом, на фоне которого продолжается ужасающее "совковое" разбазаривание топливных ресурсов.

"Из 650 тыс. тонн смазывающих материалов, ежегодно используемых в Украине, 96% попадает в окружающую среду. Это равносильно крушению 15 танкеров, полных нефтепродуктами", -- сообщает НТЦ "Экосвіт України", работающий под эгидой Украинского общества охраны природы.

В европейских же странах -- Бельгии, Франции, Германии -- 90% отработанных масел собирается и регенерируется. Вещества, не подлежащие восстановлению, после специальной обработки превращаются в высококалорийное топливо, отвечающее требованиям мазута М 100, но на 25% дешевле. Применять его вторично -- сплошная выгода для энергетики, плюс борьба с дефицитом жидкого топлива и решение экологических проблем.

У нас же вместо сбора и дальнейшего использования смазывающих материалов предприятия вывозят их на могильники. Особой "славой " пользуется полигон под Одессой, на который с 1936 года поступали отходы нефтепродуктов со всего Советского Союза. Так что Украина получила в наследство огромные залежи дармового потенциального топлива. Сейчас это целое озеро с метровой глубиной возле берега. Раскинулся могильник на 42 гектара, а от моря его отделяет лишь старая дамба...

Различные государственные инстанции неоднократно издавали постановления и распоряжения относительно сбора отработанных масел, но механизм их исполнения так и не отлажен. Да он и не может заработать "вдруг" -- необходимо сотрудничество общества, правительства, министерств и ведомств, областных и районных администраций, производителей. Но покамест никого не вдохновляет даже то, что, собирая хотя бы половину таких отходов, можно ежегодно полностью обеспечивать 32 украинских сахарных завода дешевым качественным топливом.