1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №72 (573) за 17.05.2000

С ПОСЛЕДНЕГО ЗВОНКА -- НА ПРИЗЫВНОЙ ПУНКТ

Девять месяцев назад принят Закон Украины "Про середню загальну освіту", согласно которому, начиная с 2001 года, все общеобразовательные школы страны переходят на 12-летнюю систему обучения. Теперь в младшую школу детки пойдут в шесть лет, а последний, двенадцатый класс будут заканчивать уже 18-летние юноши и девушки.

Закон принят, но в околошкольных кругах не утихает горячая дискуссия о том, как именно пройдет школьная реформа и целесообразна ли она вообще как таковая.

ФАКТЫ "ЗА"

Вопрос подняли не просто так, а основываясь на исследованиях восьми медицинских и десяти педагогических институций. Согласно их данным, при десятилетней системе образования украинский ребенок сильно перетруждается и чтобы привести психологическое и физическое состояние ребенка в норму, снизить нагрузки, школьная программа растягивается на двенадцать лет.

Кроме того, с помощью реформы среднюю школу предполагается унифицировать с европейской образовательной средой, где уже давно беспредельно царит 12-летнее образование. Например, в Великобритании детских садиков вообще нет, а в школу дети идут уже с 4-5 лет.

"Начиная с 1985 года, в четырех областях Украины проводился эксперимент, когда в первый класс шли шестилетки. С тех пор в нашей стране успешно функционирует 4-летняя начальная школа. Соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы: у 6-летних первоклашек, как и полагается, есть спальная и игровая комнаты, к тому же обучение ведется по специальным программам, где в значительной степени используются игровой момент и ассоциативное мышление, -- утверждает сотрудник Министерства образования Антонина Заика. -- Так что с внедрением новой системы нет никаких проблем, а кроме того, уже есть учебники для младшей школы (теперь 1--4-х классов), разработанные на базисе старых".

Отныне старшая школа (9--12-е классы) теперь будет профильной, что позволит ученикам самим выбирать себе более интересные и необходимые предметы.

АРГУМЕНТЫ "ПРОТИВ"

По всей видимости, абсолютное большинство обновленных первых классов с 6-летними детками расположатся, а вернее, останутся в детском садике. Во-первых, в нищих школах нет и не предвидится необходимого базиса, во-вторых, непонятно, что делать с воспитателями старшей и подростковых групп, которые просто останутся не у дел в случае сокращения дошкольного образования на один год. Если все остается на своих местах, разве что название "подготовительная группа" в детсаде поменяется на "первый класс", к чему тогда вся эта затея?

К тому же в 2001 году в школу хлынут одновременно шести- и семилетки. Чтобы как-то смягчить "переселенность", предполагается часть шестилеток отправить в школу уже нынешней осенью. Насколько оперативно отреагируют родители на сию "пропозицію", трудно ответить. Значительная часть детей все же пойдет в первый класс семилетними, а значит, все эти юноши и девушки будут заканчивать школу в 19 лет! По парням горючими слезами будет плакать военкомат и второго шанса поступить в вуз не будет.

Бытует мнение, что сдвинуть на один-два года школьное образование необходимо для того, чтобы пристроить 16-17-летнюю молодежь, которой, по известной присказке, вечером делать нечего. Мол, государству заниматься проблемой недосуг, вот и решено переложить недорослей на хрупкие учительские плечи! Однако это всего лишь мнение, причем почему-то исключительно учителей старших классов.

"Что касается учебников, то мы их пока в глаза не видели, -- говорит Елена Алексеевна, учительница младших классов киевской средней школы №49. -- Хотя поговаривают, что уже есть учебник, но сразу по нескольким предметам (?!) Кажется, по украинскому языку, литературе и математике. Сама идея представляется мне довольно абсурдной".

Между тем, особое мнение, как всегда, имеют культурологи. С их точки зрения, в украинском 12-летнем образовании будет воспитываться невероятный мужской инфантилизм. Поскольку ныне в школах остались почти исключительно женщины. С принятием 12-летнего образования эта проблема только усугубится.

ОТСЕБЯТИНА!

В принципе, и дети, и учителя понимают, что, если захотеть, всю, теперь уже 12-летнюю, программу можно вместить и в девять лет, было бы, как говорится, желание. Ведь у типичного школьника на занятия уходит процентов сорок времени, не больше. Все остальное -- это "гульки", общение, телевизор, дискотеки, сомнительные соблазны и прочее. Все равно отличники останутся отличниками, а двоечники -- двоечниками. Успеваемость двенадцатилетка никак не поднимет. Да и стоит ли так реформировать систему образования, если наша средняя школа не так уж плохо зарекомендовала себя на международной арене в последние десятилетия?