1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №72 (573) за 17.05.2000

МАРКЕТИНГ ОТ "БАБЫ МАНИ" УЖЕ НЕ В МОДЕ

Отправляясь торговать на базаре, любая "баба Маня" прежде обязательно поинтересуется ценами и спросом на свой нехитрый товар -- то есть, проведет простейшее маркетинговое исследование, без которого невозможен любой бизнес.

Поэтому вопрос, которым на недавней встрече с журналистами задались представители фирм, занимающихся изучением рынка, -- "Нужны ли сегодня маркетинговые исследования?", -- звучал банально. Конечно, нужны, другое дело -- какие? По всей видимости, недорогие и максимально полезные. Поскольку стоят они недешево ($80--120 за один вопрос, включенный в исследование), отечественные предприниматели заказывают их лишь в крайнем случае, полагаясь чаще на свой опыт и интуицию.

Как поведал в приватной беседе один из столичных бизнесменов, не пожелавший "светить" свое имя в прессе, изучением рынка он занимается самостоятельно: анализируя данные специализированных изданий и беседуя с коллегами на выставках и презентациях (то есть, почти на том же уровне, что и пресловутая баба Маня).

-- Как же вы определяете, кто и за сколько готов купить ваш товар?

-- У нас в стране выпускается только то, что пользуется спросом, -- снисходительно пояснил мне собеседник. -- Жесткой конкуренции нет, а потому любой товар, выгодно отличающийся от аналогов качеством или ценой, обязательно будет продан.

-- А если бы некий доброжелатель согласился оплатить ваши расходы по изучению рынка, помогло бы это бизнесу?

-- Вряд ли...

К слову, и на Западе, просвещенном касательно ведения бизнеса, в промышленных кругах зреет беспокойство относительно реального эффекта от работы маркетинговых служб: уж слишком внушительны их бюджеты. Стесненный в средствах отечественный коммерсант, решаясь заказать маркетинговое исследование, требует не столько цифры статистики, сколько рекомендации по их использованию. А также -- гарантии, что вложенные деньги окупятся. Ведь цель подобной работы -- снизить риск в принятии делового решения. Однако отвечать за последствия применения своих советов исследователи не желают, считая, что это -- дело консалтинговых и страховых структур.

Но основной закон рынка гласит: "Покупатель всегда прав!". И если он не желает платить за "чистый маркетинг" то, вероятно, подобная специализация и не нужна. В противном случае полномасштабные маркетинговые исследования так и останутся доступными лишь крупным иностранным либо совместным компаниям.

И еще один момент -- компетентность специалистов и глубина проработки материала. Нередки случаи, когда специализированные фирмы используют для проведения исследования Интернет, после чего на основании ответов полусотни респондентов строят диаграммы и обосновывают выводы относительно потребительских предпочтений жителей всей Украины. В серьезном маркетинге применяются определенные правила сбора информации, составления вопросов, выбора групп респондентов.

Поэтому, если исследование требуется не для "галочки" в бизнес-плане, а действительно для принятия серьезного решения, обращайтесь к серьезным специалистам. А вот найти таковых помогут как раз солидные консалтинговые компании, которые за свои рекомендации отвечают.