1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №73 (574) за 18.05.2000

40 ЛЕТ ПОД ЗЕМЛЕЙ

Евгений Кокорин и Анатолий Чернега катают жителей столицы вот уже 40 лет -- со дня пуска первой линии метро. А сами, если сложить все километры, которые они намотали, уже шесть раз проехались вокруг Земли.

-- 6 ноября 1960 года в Киеве открыли первую линию метро, а до этого мы полгода учились в Москве, -- вспоминает Евгений Кокорин, которому тогда было всего 22 года. -- Именно мне довелось первым промчаться по киевскому метрополитену.

В вагоне у Евгения Александровича ехали Щербицкий и Хрущев, а в кабине -- почетные гости -- генсек компартии Югославии Тито и его супруга. На "Арсенальной" все вышли осматривать станцию. Никите Сергеевичу, видимо, надоело кататься (он такое диво и в Москве испробовал), поэтому Хрущев отправился наверх, а все остальные гости проехались с ветерком до станции "Днепр". Кстати, большинство станций в последующие годы открывали к 7 ноября или к именинам Брежнева, и всегда привозили иностранных гостей -- хвастались, как строят метро при коммунизме.

-- Нас готовили к метро-гиганту, такому, как в Москве или Питере, -- рассказывает Евгений Александрович. -- По начальному проекту в Киеве тоже планировали сделать метро с поездами на восемь вагонов и значительно большим количеством эскалаторов, переходов. Но подписали самый дешевый проект.

По первой линии "Днепр"--"Вокзальная" поезд пробегал за восемь минут. Этого времени машинисту вполне хватало, чтобы... пообедать с помощником. Но вскоре трапезы в кабинах запретили -- то машинисты забывали останавливаться на станциях, то помощники -- объявлять остановку (информатор с записью, как и переговорное устройство для связи с машинистом, появились в вагонах лишь двадцать лет назад). Пить "за рулем", понятное дело, всегда было запрещено. Более того, если принял лишнего накануне, на линию не пустят. За этим бдительно следит медсестра, которая ежедневно обязательно проверяет пульс и давление машинистов.

После каждого маршрута машинист обязан заехать в один из подземных дотов и осмотреть вагоны. Однажды Евгений Александрович нашел в салоне дипломат, напичканный золотыми коронками, вставными челюстями и другим стоматологическим добром. Через час позвонил диспетчер и сказал, что убитый горем доктор по всему метро ищет свой чемоданчик. А когда "наверху" идет дождь, в салонах поездов машинисты собирают "урожай" забытых зонтиков. Зимой -- перчаток и шапок. Все это отправляется в бюро находок метро. Говорят, в московской подземке рассеянных пассажиров больше -- забывают велосипеды, лыжи, удочки и даже телевизоры.

Евгений Александрович уже пять лет не сидит "за рулем". Сегодня он принимает составы в депо "Оболонь". А вот Анатолий Чернега работает машинистом до сих пор.

-- День открытия метрополитена запомнился тем, что падал густой снег. Тогда я был помощником машиниста, мы везли метростроевцев. Они пели веселые песни и не могли налюбоваться творением своих рук, -- рассказывает Анатолий Федорович. -- А вы знаете, что с нами работала единственная за всю историю метрополитена женщина-машинист? Данара Даниловна Рябцева "продержалась" в мужской компании больше семи лет, потом поступила на юридический факультет Киевского университета. К сожалению, ее уже нет среди живых. Но многие коллеги до сих пор вспоминают эту боевую девчурку, которая, до работы в метро, была кочегаром на паровозе и за день бросала в топку по 10--15 тонн угля. И это -- в 20 лет!

Пассажирам, наверное, кажется, что поезд летит с огромной скоростью. Но Анатолий Федорович заверил, что его можно разогнать только до 80 км в час. А еще самый старый машинист попросил развеять мифы о двухметровых крысах, которые якобы водятся в метро. За сорок лет он ни одной такой не видел!