1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №79 (580) за 26.05.2000

"А ОТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ МЕНЯ ВОРОТИТ!"

Меня предупреждали, что с Валентином Гафтом сложно разговаривать -- злой, желчный и т.д. Ничего подобного! Улыбчивый, открытый, очень дружелюбный -- просто замечательный. Жаль только, что времени было немного -- артист торопился в павильон на съемки программы Анатолия Борсюка "Монологи" (1+1).

"ОДИН ЧЕЛОВЕК НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ -- НУЖЕН СГОВОР"

-- Валентин Иосифович, трудно даже представить, но факт остается фактом: вы более 30 лет проработали в одном театре -- "Современнике"...

-- Я тоже раньше не представлял себе, как это можно, переходил из театра в театр и думал, что так и будет. Но осел в "Современнике", да так и остался. Сейчас, конечно, можно было бы уйти, но посмотришь вокруг -- там еще хуже. Ко мне замечательно относятся, рядом -- отличные партнеры. Я это очень ценю. Ведь один человек ничего не сделает -- нужен сговор. Без этого в театре работать невозможно.

-- А нет психологической усталости от одних и тех же лиц в течение тридцати лет?

-- Есть! Но нужны стрессы, какие-то параллельные виды творчества. Поэтому я принимаю участие в антрепризе, например. Хотя наш режиссер Галя Волчек этого не любит и всегда ноет... В одной антрепризе я с Инной Чуриковой -- потрясающей артисткой, от которой многому научился. Сейчас работаю в спектакле у Мирзоева. Правда, я не очень пока понимаю, что это такое, но участвую... В своем театре работаю в новой пьесе Николая Коляды -- где совсем другая система взглядов, но безумно интересно.

-- Тем не менее об антрепризе говорят как о форме зарабатывания денег...

-- Вы знаете, правильно говорят. Но бывают исключения. Например, таким исключением была "Старая дева". Там замечательные актеры -- Чурикова, Шарко! Эти актеры просто не умеют халтурить.

-- Почему вы стали меньше сниматься -- не хотите или не зовут?

-- Не так давно немножко поснимался у Рязанова в "Старых клячах". Снялся у Володи Фокина в картине "Дом для богатых". Не скажу про всю картину, но впервые за долгие годы мне нравится, как я там играю. С кино, понимаете, какое дело -- его просто нет. А даже если снимают, его все равно никто не видит.

"РАНЬШЕ Я БЫЛ НЕ ОЧЕНЬ РАЗБОРЧИВ"

-- Обидно, что вас сегодня меньше снимают?

-- Абсолютно нет. Никогда не считал себя особо причастным к кино. Раньше был не очень разборчив, соглашался сниматься везде. Поэтому так часто проваливался. Но кино всегда было для меня какой-то отдушиной... Во всяком случае, это не деньги. Скажу прямо, сейчас в театре и антрепризе можно заработать больше, чем платят в кино.

-- В прежние годы вы много работали для телевидения.

-- Раньше -- да. Сейчас не хочу. Это киевляне меня просто уговорили. В Москве я отказываюсь почти всегда, хотя предложений имею очень много.

-- Не любите?

-- (Страстно.) Нет! Не люблю и себя смотреть, и все остальное. Мне надоело, что спрашивают одно и то же. А потом это телевизионное соседство, когда после чего-то светлого показывают нечто мерзопакостное. Не хочется даже появляться в таком контексте. Одним словом, на телевидении сегодня много такого, от чего меня воротит. Сниматься там -- значит, сидеть на той же самой постели.

-- А от времени сегодняшнего вас не воротит? Нет дискомфорта?

-- Ну, комфортно, наверное, -- нет. Но человек так устроен, что он все время ищет этого комфорта, хочет как-то обустроиться -- не для того, чтобы поспать, а просто чтобы нормально работать. Тревожно, конечно. Это чувствуется даже по людям театра -- думают больше не об искусстве, а как заработать. Потерян класс исполнения.

"МНЕ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНО ЗАИСКИВАТЬ И ПРИТВОРЯТЬСЯ"

-- Валентин Иосифович, о вас говорят, что вы человек сложный...

-- Да нет, что вы! Я никогда не занимался тем, чтобы понятное превращать в непонятное. Зачем это?!

-- Но меняетесь как-то с годами?

-- Ну, конечно, меняюсь. Терять уже осталось мало чего-- значит, и меньше необходимости заискивать и притворяться. Стал точнее понимать, что почем, -- все крутится по кругу. Есть уже определенная усталость, но она мгновенно проходит, когда я нахожу что-то новое -- в творчестве или в жизни. Вот работаю я сейчас в пьесе Коляды, прихожу на репетиции в совершенно новом для себя состоянии, потому что мне нравится этот материал. Прихожу в театр, одеваю какой-нибудь платок, очки -- меня час никто не узнает, даже партнеры!

-- Но что-то еще, кроме работы, вас в жизни возбуждает?

-- Хорошее отношение.

-- А вас до сих пор волнует, как к вам относятся?

-- Конечно! Я до сих пор комплексую по этому поводу.

-- Вы все время говорите про работу. Но что-то же еще вас интересует в жизни?

-- Как ни странно, политика. Меня очень волнует, что будет у нас в стране. И у нас, и у вас. Я на прошлых гастролях в Киеве познакомился с вашим уважаемым Президентом. Знаете, он мне понравился -- как смотрел, как говорил. Естественный, теплый, умный, замечательный человек. Я ему обещал книжку подарить. Надеюсь, будет случай...

Вы спрашиваете: чего я жду от жизни? Пусть она вот так и течет -- столько, сколько Бог отпустил. Лишь бы была работа.

-- У вас не так давно изменилось семейное положение. (Не так давно Валентин Гафт женился на известной актрисе Ольге Остроумовой -- Авт.). Вы с радостью возвращаетесь домой?

-- Не знаю, я об этом не думал.... (После паузы.) А знаете, наверное, да -- с радостью. Во всяком случае не без удовольствия.